06.05.2019
Постановление Президента Республики Узбекистан
В стране последовательно реализуется комплекс мер по модернизации национального медицинского и фармацевтического образования, внедрению в данную сферу международных образовательных стандартов, проведению комплексных научных исследований по актуальным проблемам охраны здоровья населения, а также созданию эффективной системы духовно-нравственного воспитания обучающейся молодежи.
Вместе с тем сохраняющийся дефицит врачей общей практики и узких специалистов в отдаленных и труднодоступных регионах республики, недостаточная практическая подготовка в медицинских образовательных учреждениях, а также слабое внедрение современных форм и методов организации непрерывного профессионального образования требуют принятия неотложных мер по дальнейшему совершенствованию системы подготовки медицинских и фармацевтических кадров, определению перспективных направлений ее развития на среднесрочный период.
В соответствии с задачами Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах и Концепции развития системы здравоохранения Республики Узбекистан на 2019–2025 годы, а также в целях дальнейшего совершенствования системы медицинского и фармацевтического образования и науки, обеспечения ее интеграции в практическое здравоохранение и повышения уровня оказания медицинской помощи:
1. Считать важнейшими направлениями дальнейшего развития системы медицинского и фармацевтического образования и науки:
организацию подготовки врачей узких специальностей по востребованным направлениям из числа врачей общей практики для учреждений первичной медико-санитарной помощи;
внедрение кредитно-модульной системы обучения в процессы подготовки и непрерывного профессионального образования медицинских и фармацевтических кадров;
децентрализацию системы переподготовки и повышения квалификации медицинских и фармацевтических кадров, обеспечение их полного охвата непрерывным профессиональным образованием;
обеспечение мониторинга и персонального учета процесса обучения медицинских и фармацевтических кадров на курсах переподготовки и повышения квалификации;
развитие медицинской и фармацевтической науки, а также инноваций в сфере здравоохранения и доведение их до мирового уровня, обеспечение интеграции в глобальное научное пространство;
развитие клиник, учебных и учебно-производственных баз медицинских и фармацевтических учреждений в целях обеспечения непрерывности подготовки кадров, интеграции образования, науки и практики.
2. Утвердить:
План практических мер по дальнейшему развитию системы медицинского и фармацевтического образования и наукисогласно приложению № 1;
Индикаторы оценки качества развития медицинского и фармацевтического образования и науки до 2025 года согласно приложению № 2;
Перечень направлений медицинского и фармацевтического высшего образования, сроки обучения и присваиваемые квалификации выпускникам согласно приложению № 3;
Перечень направлений среднего специального медицинского образования, сроки обучения и присваиваемые квалификации выпускникамсогласно приложению № 4;
организационную структуру учреждений подготовки, переподготовки и непрерывного профессионального образования медицинских и фармацевтических кадров системы здравоохранения Республики Узбекистансогласно приложению № 5.
3. Определить Министерство здравоохранения Республики Узбекистан уполномоченным государственным органом в области медицинского и фармацевтического образования и науки.
Предоставить Министерству здравоохранения Республики Узбекистан право:
разрабатывать в установленном порядке государственные образовательные стандарты, утверждать квалификационные требования, учебные планы и учебные программы подготовки, переподготовки и непрерывного профессионального образования медицинских и фармацевтических кадров с учетом обеспечения интеграции учебного процесса с практикой и передового международного опыта;
самостоятельно вносить в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по изменениям и дополнениям в классификаторы направлений и специальностей медицинского и фармацевтического образования;
осуществлять самостоятельное нормирование труда профессорско-преподавательского состава с учетом специфики медицинского и фармацевтического обучения (в том числе в условиях кредитно-модульной системы обучения), основываясь на учете рабочего времени исключительно по мероприятиям учебного и практического характера, а также стимулирование выполнения педагогическими работниками научно-методической, научно-исследовательской, организационно-методической, духовно-нравственной и воспитательной работы;
обеспечивать единое организационное и учебно-методическое руководство процессом переподготовки и повышения квалификации медицинских и фармацевтических кадров в системе непрерывного профессионального образования;
определять размеры стоимости обучения в клинической ординатуре (резидентуре) на платно-контрактной основе исходя из складывающихся совокупных затрат на обучение.
4. Принять предложение Министерства здравоохранения, Министерства высшего и среднего специального образования и Министерства экономики и промышленности Республики Узбекистан об организации подготовки врачей узких специальностей по востребованным направлениям для учреждений первичной медико-санитарной помощи на курсахцелевой первичной специализации со сроком обучения не менее одного года.
Установить порядок, в соответствии с которым:
на курсы целевой первичной специализации принимаются лица из числа врачей общей практики на основе заявок государственных медицинских организаций системы Министерства здравоохранения Республики Узбекистан и территориальных органов управления здравоохранением, сформированных исходя из показателей дефицита кадров по соответствующим направлениям;
целевая первичная специализация врачей проводится в Ташкентском институте усовершенствования врачей и медицинских высших образовательных учреждениях в пределах бюджетных ассигнований, выделяемых на их содержание;
по завершении курсов целевой первичной специализации врачам выдается сертификат установленного образца, предоставляющий право осуществлять деятельность по профилю полученной специальности только в государственных учреждениях первичной медико-санитарной помощи;
врачи, прошедшие курсы целевой первичной специализации, должны отработать по профилю полученной узкой специальности в учреждениях, направивших их на обучение, не менее трех лет;
порядок, программы и сроки обучения на курсах целевой первичной специализации врачей по востребованным направлениям, квота и порядок отбора лиц, направляемых на курсы целевой первичной специализации, определяются Министерством здравоохранения Республики Узбекистан.
5. Министерству здравоохранения Республики Узбекистан:
а) внедрить с 2019/2020 учебного года для медицинских и фармацевтических кадровсистему непрерывного профессионального образования, основанную на кредитно-модульной системе обучения и предусматривающую ежегодное повышение квалификации на базе проблемно ориентированных модульных учебных программ, семинаров, конференций, вебинаров, мастер-классов, симуляционных тренингов и других обучающих курсов;
б) предоставить следующим учреждениям, аккредитованным в установленном порядке, право обучения медицинских и фармацевтических кадров на основе системы непрерывного профессионального образования:
медицинские и фармацевтические высшие образовательные учреждения, в том числе негосударственные;
республиканские специализированные научно-практические медицинские и научные центры, их филиалы, научно-исследовательские институты;
территориальные многопрофильные медицинские центры.
Определить, что по итогам обучения на основе системы непрерывного профессионального образования выдается сертификат установленного образца о зачислении набранных кредитов, учитываемых при индивидуальном лицензировании врачей и провизоров;
в) до 1 декабря 2019 года создать на официальном веб-сайте Министерства здравоохранения Республики Узбекистанспециальный портал «Непрерывное профессиональное образование», обеспечивающий возможность мониторинга и ведения персонального учета объемов обучения каждого медицинского и фармацевтического работника на курсах переподготовки и повышения квалификации.
6. Установить объемы кредитов, набираемых при непрерывном профессиональном медицинском образовании, согласно приложению № 6.
7. Согласиться с предложением Министерства здравоохранения Республики Узбекистан об обеспечении непрерывности подготовки кадров, а также интеграции процессов образования и науки с медицинской практикой, предусматривающей:
организацию современного медицинского образовательного кластера путем создания на базе первой, второй и третьей клиник Ташкентской медицинской академииМногопрофильной клиники Ташкентской медицинской академии;
введение в структуры медицинских и фармацевтических высших образовательных учреждений должности проректора (заместителя директора) по лечебной (практической) работе и образование отделов по работе с клиническими (учебными) базами со штатной численностью две единицы, финансируемые за счет внебюджетных средств данных учреждений;
организацию в медицинских высших образовательных учреждениях анатомических моргов, учебно-биологических лабораторий (вивариев) и научно-исследовательских лабораторий с их содержанием в пределах бюджетных и внебюджетных средств учреждений;
создание в Ташкентском институте усовершенствования врачей и медицинских высших образовательных учреждениях учебно-симуляционных центров.
Министерству здравоохранения Республики Узбекистан в двухмесячный срок принять организационно-практические меры по реорганизации медицинских организаций, предусмотренных настоящим пунктом.
9. Определить, что:
а) клиники медицинских высших образовательных учреждений:
являются структурными подразделениями медицинского высшего образовательного учреждения и основной базой для преподавания клинических дисциплин, а также активно участвуют в организации образовательного процесса, оказании специализированной помощи населению, проведении научно-исследовательских работ в области медицины совместно с сотрудниками кафедр;
обеспечивают формирование не менее 50 процентов врачебного персонала клиники из числа профессорско-преподавательского состава кафедр медицинского высшего образовательного учреждения;
обеспечивают сотрудников кафедр медицинского высшего образовательного учреждения необходимым количеством учебных аудиторий согласно расписанию и учебному плану, а также условиями для проведения педагогической и научно-исследовательской деятельности;
б) главные врачи клиник медицинских высших образовательных учреждений:
назначаются на должность и освобождаются от должности министром здравоохранения Республики Узбекистан по представлению Совета медицинского высшего образовательного учреждения путем тайного голосования;
несут персональную ответственность за обеспечение организации полноценной образовательной, лечебно-диагностической и научной деятельности сотрудников кафедр.
10. Установить с 2019/2020 учебного года:
врачам, проработавшим не менее трех лет в государственных учреждениях первичного звена здравоохранения в отдаленных и труднодоступных регионах республики, перечень которых утверждается министром здравоохранения Республики Узбекистан, предоставляются дополнительные баллы в размере 30 процентов от суммы набранных баллов по итогам конкурсных испытаний при поступлении в клиническую ординатуру (резидентуру);
почасовую оплату руководителю клинических ординаторов (резидентов) за руководство одним клиническим ординатором (резидентом) из расчета 100 часов в год в пределах средств, предусмотренных в бюджетных сметах расходов медицинских высших образовательных учреждений, институтов повышения квалификации, республиканских специализированных научно-практических медицинских центров, научно-исследовательских институтов и их филиалов, а также за счет средств, поступающих за обучение клинических ординаторов (резидентов) на платно-контрактной основе.
Предоставить руководителям медицинских высших образовательных учреждений право устанавливать ежемесячные персональные надбавки в размере до 100 процентов от должностного оклада квалифицированным специалистам, привлеченным из лечебно-профилактических учреждений для участия в преподавательской деятельности, за счет средств, поступающих за обучение на платно-контрактной основе.
11. Министерству здравоохранения Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в трехмесячный срок обеспечить:
разработку государственных образовательных стандартов высшего медицинского и фармацевтического образования, требований повышения квалификации и переподготовки медицинских и фармацевтических кадров путем внедрения кредитно-модульной системы обучения;
усиление практической составляющей в образовательном процессе за счет увеличения учебных часов по доклиническим и клиническим модулям, в том числе для клинической учебной практики;
совершенствование процесса обучения в магистратуре и клинической ординатуре (резидентуре) за счет внедрения кредитно-модульной системы, с оптимизацией сроков обучения исходя из сложности овладения практическими навыками;
разработку и внедрение с учетом передового международного опыта нормативов по кредитам за период обучения, а также контроль за освоением учащимися и студентами знаний и навыков по каждому модулю с учетом 100-балльной рейтинговой системы.
12. Министерству здравоохранения Республики Узбекистан:
обеспечить с 2020 года проведение ежегодной международной медицинской олимпиады имени Ибн Сино по клиническим дисциплинам среди студентов медицинских и фармацевтических высших образовательных учреждений и учащихся медицинских колледжей, а также международных научных конкурсов имени Ибн Сино среди молодых ученых за счет средств международных финансовых институтов, благотворительных пожертвований физических и юридических лиц, а также внебюджетных средств медицинских и фармацевтических образовательных учреждений;
ежегодно в срок до 1 сентября утверждать для учреждений и подразделений системы переподготовки и повышения квалификации медицинских и фармацевтических кадров графики обучения на курсах непрерывного профессионального образования в разрезе регионов республики на основе заявок государственных медицинских организаций и территориальных органов управления здравоохранением.
13. Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан в месячный срок разработать комплексный план мер по внедрению льготных высокоскоростных интернет-тарифов для медицинских и фармацевтических образовательных учреждений, республиканских научно-практических центров и их филиалов, научно-исследовательских институтов.
14. Признать утратившими силу абзац второй пункта 2 и пункт 3 постановления Президента Республики Узбекистан от 5 мая 2017 года № ПП-2956 «О мерах по дальнейшему реформированию системы медицинского образования в Республике Узбекистан», а также приложение к нему.
15. Министерству здравоохранения совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан:
проект правительственного решения об утверждении типового положения о клиниках медицинских высших образовательных учреждений, учебных и учебно-производственных базах фармацевтических образовательных учреждений;
предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
16. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на советника Президента Республики Узбекистан Абдувахитова А.А. и заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Абдухакимова А.А.
Президент Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев