23.04.2019
Постановление Президента Республики Узбекистан
В стране последовательно реализуются меры по либерализации внешнеэкономической деятельности, усилению экспортного потенциала, повышению инвестиционной привлекательности и совершенствованию таможенного администрирования.
Вместе с тем результаты изучения деятельности органов фитосанитарного, санитарно-эпидемиологического, ветеринарного, экологического контроля и органов сертификации (далее – уполномоченные органы) показывают необходимость совершенствования, повышения эффективности и оперативности выполнения ими контрольных функций в отношении товаров и транспортных средств, следующих через Государственную границу Республики Узбекистан, в том числе путем ускоренного внедрения межведомственного электронного взаимодействия.
В целях дальнейшего совершенствования административных процедур при осуществлении внешнеэкономической деятельности, улучшения условий ведения бизнеса, а также во исполнение задач, определенных Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах и постановлением Президента Республики Узбекистан от 12 декабря 2018 года № ПП–4059 «О мерах по дальнейшему развитию систем технического регулирования, стандартизации, сертификации и метрологии»:
1. Согласиться с предложением Министерства юстиции, Министерства здравоохранения, Министерства финансов, Государственного таможенного комитета, Государственного комитета ветеринарии и развития животноводства, Государственного комитета по экологии и охране окружающей среды, Агентства «Узстандарт» и Государственной инспекции по карантину растений при Кабинете Министров Республики Узбекистан (далее – инспекция «Узгоскарантин») о внедрении до 1 января 2021 года таможенной информационной системы «Единое окно» (далее – ТИС «Единое окно»), отвечающей критериям Рекомендаций и руководящих принципов по созданию механизма «единого окна», разработанных Центром ООН по упрощению торговых процедур и электронным деловым операциям.
При внедрении ТИС «Единое окно» предусмотреть механизм, позволяющий субъектам внешнеэкономической деятельности (далее –ВЭД):
представлять стандартизационную информацию и документы с использованием единого пропускного канала в целях выполнения всех регулирующих требований, касающихся импорта, экспорта и транзита;
осуществлять обмен всей имеющейся информацией в отношении внешнеторговых сделок, который подкрепляется нормативно-правовой базой, обеспечивающей конфиденциальность и безопасность обмена информацией;
удаленно отслеживать стадии оформления разрешительных документов органами государственной таможенной службы, уполномоченными органами, а также субъектами предпринимательства;
полностью перейти на ведение общедоступных реестров разрешительных документов в электронном виде (далее – Реестры);
поддерживать в актуальном состоянии открытые данные об эпизоотической, карантинной и фитосанитарной ситуации в Республике Узбекистан и зарубежных странах;
выдавать документы разрешительного характера до фактического прибытия товаров на территорию Республики Узбекистан на основании предварительной информации.
2. Указать на персональную ответственность руководителей Государственного таможенного комитета (Азимов), Министерства здравоохранения (Шадманов), Государственного комитета ветеринарии и развития животноводства (Норкобилов), Государственного комитета по экологии и охране окружающей среды (Кучкаров), Агентства «Узстандарт» (Саттаров) и инспекции «Узгоскарантин» (Эргашев) за эффективное и полноценное функционирование ТИС «Единое окно», а также организацию работ в контрольных пунктах уполномоченных органов на основе системного подхода и постоянного контроля.
3. Создать Рабочую группу по реализации мер по совершенствованию процессов внешнеэкономической деятельности (далее – Рабочая группа) в составе согласно приложению.
4. Рабочей группе в срок до 1 октября 2019 года провести критический анализ в области реформирования таможенного администрирования, повышения эффективности государственного контроля, сокращения затрат участников ВЭД с внесением по итогам анализа на утверждение Концепции по совершенствованию процесса внешнеэкономической деятельности и «Дорожной карты» по ее реализации, обратив особое внимание на:
отмену чрезмерных административных барьеров и дублирующих функций государственных органов;
внедрение полноценной системы управления рисками с учетом соотносимости государственных затрат с полученным или ожидаемым эффектом в условиях ограниченности ресурсов;
широкое применение таможенного режима «переработка на таможенной территории»;
сокращение случаев таможенного досмотра с физическим вскрытием упаковки товаров.
5. Запретить истребование от участников внешнеэкономической деятельности:
акта по обеззараживанию (фумигации) экспортируемой и импортируемой подкарантинной продукции – при выдаче документов разрешительного характера и осуществлении экспортно-импортных операций;
упаковочного листа – при осуществлении экспортно-импортных операций;
товаросопроводительных документов с отметкой о прибытии на таможенную территорию Республики Узбекистан (товарно-транспортная накладная, инвойс, счет-фактура и другие) – при выдаче уполномоченными органами документов разрешительного характера и сертификатов соответствия на импортируемые товары;
доверенностей – при получении документов, выдаваемых уполномоченными органами;
копии нормативного документа, копии санитарно-эпидемиологического заключения – при выдаче сертификата соответствия на импортируемые товары;
сертификата о происхождении страны-производителя – при выдаче документов разрешительного характера уполномоченными органами;
с 1 января 2020 года – оригиналов и копий документов разрешительного характера, выдаваемых уполномоченными органами, на бумажных носителях, за исключением документов, требующих оформления на специальных бумажных бланках согласно международным договорам, – при таможенном оформлении товаров и транспортных средств, а также выдаче сертификатов соответствия на импортируемые товары.
6. Ввести порядок, в соответствии с которым:
отменяется требование о необходимости обращения участников ВЭД с заявлением не менее чем за 30 дней до экспорта для оформления ветеринарного разрешения, фитосанитарного и ветеринарного сертификатов;
срок выдачи карантинного разрешения и экологического сертификата не должен превышать 5 рабочих дней с даты подачи заявления на их получение с приложением документов, предусмотренных законодательством;
запрещается проведение фитосанитарного и (или) ветеринарного контроля товаров и транспортных средств, если данные товары и транспортные средства не подлежат фитосанитарному и ветеринарному контролю в соответствии с законодательством;
карантинный досмотр подкарантинных товаров, следующих транзитом через территорию Республики Узбекистан, осуществляется без взимания оплаты;
при переводе грузовой таможенной декларации с «желтого» коридора в «красный» коридор не допускается проведение таможенного досмотра сотрудником, осуществившим данный перевод.
7. Государственному таможенному комитету Республики Узбекистан:
в месячный срок совместно с Министерством транспорта создать и обеспечить функционирование на таможенных постах автоматической системы подсчета платы за проезд тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Узбекистан;
установить предельный срок пребывания автотранспортных средств на таможенных постах путем внедрения автоматизированной системы фиксации времени заезда и выезда каждой единицы автотранспортного средства для публикации на этой основе ежемесячной статистической информации о времени пропуска через таможенные посты на официальном веб-сайте Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан в разрезе каждого таможенного поста, а также электронной системы управления очередью, позволяющей распределять время прохождения таможенного оформления грузовых транспортных средств в пункте пропуска через Государственную границу Республики Узбекистан;
совместно с Государственным комитетом ветеринарии и развития животноводства, Государственным комитетом по экологии и охране окружающей среды и инспекцией «Узгоскарантин» изучить и при необходимости обеспечить создание специальных пунктов пропуска и таможенных постов с оптимальным месторасположением, оснащенных лабораторным оборудованием для обслуживания отдельных видов товаров;
в трехмесячный срок совместно с пограничными войсками Службы государственной безопасности и уполномоченными органами внести на утверждение в Кабинет Министров Регламент прохождения контрольных процедур в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Узбекистан, предусматривающий установление исчерпывающих сроков (в минутах) прохождения пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, фитосанитарного контроля и ветеринарного надзора, фиксацию времени въезда на территорию таможенного поста и выезда, а также устранение дублирующих контрольных функций;
включить таможенную стоимость товара в число индикаторов риска системы управления рисками, а также принять конкретные меры по недопущению манипулирования должностными лицами органов государственной таможенной службы данными критериями в противоправных целях;
совместно с уполномоченными органами в ходе заседаний Совета по тарифному и нетарифному регулированию два раза в год докладывать о принимаемых мерах по упрощению процедур внешнеэкономической деятельности с целью решения проблемных вопросов.
8. Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций совместно с Государственным таможенным комитетом Республики Узбекистан в срок до 15 июня 2019 года обеспечить подключение к сети передачи данных контрольных пунктов и других объектов уполномоченных органов.
9. Министерству здравоохранения, Государственному комитету ветеринарии и развития животноводства, Государственному комитету по экологии и охране окружающей среды, инспекции «Узгоскарантин» и Агентству «Узстандарт» в недельный срок внести в Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан информацию о местах дислокации контрольных пунктов и других объектов уполномоченных органов, подключаемых к сети передачи данных.
10. Национальному банку внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан и АК «Народный банк» организовать на приграничных таможенных постах терминалы самообслуживания, работающие в круглосуточном режиме, позволяющие производить оплату услуг, предоставляемых соответствующими органами на пограничных постах, обменивать валюту, обналичивать денежные средства и осуществлять другие банковские операции посредством наличных и безналичных расчетов с обеспечением полной окупаемости расходов.
11. Государственному комитету ветеринарии и развития животноводства Республики Узбекистан:
в срок до 1 июня 2019 года внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект правительственного решения, предусматривающего в рамках внедряемого порядка выдачи разрешений классификацию подконтрольных товаров по степени сложности определения соответствия ветеринарным нормам и требованиям с определением отдельных сроков изучения подконтрольных товаров каждого класса;
совместно с Государственным таможенным комитетом обеспечить поэтапное установление в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Узбекистан современного оборудования высокоэффективной дезинфекции автотранспортных средств с целью защиты территории страны от заноса возбудителей инфекционных заболеваний.
12. Инспекции «Узгоскарантин» и Государственному комитету ветеринарии и развития животноводства совместно с Министерством юстиции Республики Узбекистан в месячный срок утвердить в установленном порядке критерии определения необходимости и порядок направления при выдаче документов разрешительного характера специалистов в зарубежные страны для изучения фитосанитарного состояния подкарантинной продукции и эпизоотической обстановки в этих странах, предусмотрев меры по предупреждению коррупции.
13. Министерству здравоохранения, Государственному комитету ветеринарии и развития животноводства, Государственному комитету по экологии и охране окружающей среды, инспекции «Узгоскарантин» и Агентству «Узстандарт» в трехмесячный срок разработать системы анализа рисков уполномоченных органов на платформе ТИС «Единое окно», позволяющие проводить выборочный фитосанитарный, санитарно-эпидемиологический, ветеринарный и экологический контроль, а также осуществлять выдачу документов разрешительного характера до фактического прибытия товаров на территорию Республики Узбекистан на основании предварительной информации.
14. Рекомендовать Торгово-промышленной палате Республики Узбекистан организовывать мероприятия с использованием института «тайного покупателя государственных услуг» для регулярной оценки уровня удобства прохождения административных процедур и соблюдения органами государственной таможенной службы, уполномоченными органами, а также их сотрудниками требований нормативно-правовых актов, профессионализма и оперативности сотрудников, их этикета общения с населением при оказании услуг.
Государственному таможенному комитету, Министерству здравоохранения, Государственному комитету ветеринарии и развития животноводства, Государственному комитету Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды, инспекции «Узгоскарантин» и Агентству «Узстандарт» обеспечить рассмотрение результатов мониторинга «тайного покупателя государственных услуг» для совершенствования законодательства и правоприменительной практики.
15. Министерству юстиции совместно с заинтересованными ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления, в том числе по кардинальному упрощению и сокращению сроков административных процедур в сфере внешнеэкономической деятельности.
16. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Ганиева Э.М.
Президент Республики Узбекистан Ш.Мирзиёев