02.04.2019
Указ Президента Республики Узбекистан
В последовательной реализации поставленных перед нами задач и целей по обеспечению стабильного развития страны, повышению благосостояния и благополучия народа, удовлетворенности наших граждан своей жизнью с твердой уверенностью в своем завтрашнем дне все больше усиливается роль и значение института махалли как важнейшего звена общества.
Махалля является наиболее близкой к народу социальной структурой, содействующей укреплению атмосферы мира и согласия, взаимоуважения, доброты и милосердия, национальных обычаев и ценностей, обеспечению сплоченности семьи, воспитания здорового и гармонично развитого поколения, решению насущных проблем населения.
Вместе с тем требуется проведение конкретных мер по усилению взаимодействия сходов граждан с государственными органами, в том числе с Народными приемными Президента Республики Узбекистан (далее – Народные приемные) и секторами по комплексному социально-экономическому развитию регионов (далее – секторы) по подворовому обходу, выявлению проблем и улучшению жизни населения, укреплению материально-технической базы и достойной оценке труда работников сходов граждан.
В целях повышения роли и эффективности деятельности махалли в управлении обществом, внедрения современных механизмов организации работы сходов граждан, а также привлечения в сферу квалифицированных, самоотверженных кадров с богатым жизненным опытом:
1. Внедрить систему взаимодействия по работе с обращениями, выявлению и решению проблем населения на основе принципа «махалля – сектор – Народная приемная – махалля», основными направлениями которой определить:
комплексное социально-экономическое развитие регионов, принятие мер по выявлению и совместному решению проблем путем подворового обхода, изучения социальных и других объектов, установление действенного общественного контроля;
ежеквартальное внесение для обсуждения на заседаниях Кенгашей народных депутатов предложений по результатам общественного контроля, обобщенных сведений о выявленных проблемах, а также по заслушиванию отчетов соответствующих должностных лиц;
внедрение системы электронного обмена информацией с целью обобщения и решения выявленных проблем;
непосредственное участие в разработке проектов социально-экономических программ на местах и установление системного сотрудничества в обеспечении их исполнения.
2. Согласиться с предложениями Республиканского совета по координации деятельности органов самоуправления граждан (далее – Республиканский совет), Комитета женщин Узбекистана, Союза молодежи Узбекистана, Совета фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана, Министерства внутренних дел Республики Узбекистан о:
введении на общественных началах с целью совершенствования деятельности общественных комиссий при сходах граждан должностей заместителя председателя схода граждан – советника по социальным и духовно-просветительским вопросам, а также заместителя председателя схода граждан – советника по содействию предпринимательству, владельцам приусадебных земель и делам благоустройства;
организации групп «Наставления старейшин» с целью рационального использования богатого жизненного опыта представителей старшего поколения и пенсионеров из числа бывших работников правоохранительных органов в сохранении стабильности социально-духовной атмосферы в махалле.
3. Установить порядок, в соответствии с которым:
председатели сходов граждан ежеквартально представляют сведения об актуальных проблемах своей махалли руководителям секторов и в Народные приемные;
самые актуальные проблемы рекомендуются руководителями секторов и Народными приемными для отображения в соответствующих программах;
председатели сходов граждан на постоянной основе вносят руководителям секторов и в Народные приемные информацию в письменном виде об итогах работы, проведенной на территории ответственными работниками государственных органов и других организаций, закрепленными за этой территорией, членами штаба сектора, представителями отраслей дорожного строительства, электро-, газо-, водоснабжения, канализационного, коммунального и социального хозяйства;
Народными приемными по обстоятельствам, указанным в информации председателей сходов граждан, рассматривается вопрос о внесении в соответствующие организации представлений, а в их вышестоящие организации – предложений о поощрении либо привлечении к дисциплинарной ответственности их должностных лиц и работников.
4. Установить, что с 1 июня 2019 года заключение и прекращение трудовых договоров с работниками сходов граждан осуществляются первыми заместителями председателей районных (городских) советов по координации деятельности органов самоуправления граждан.
5. Согласиться с предложением Республиканского совета и Министерства финансов о поэтапном повышении в этом году в 1,5 раза месячного фонда оплаты труда председателей и ответственных секретарей сходов граждан. При этом предусмотреть повышение с 1 мая текущего года месячной заработной платы этих работников в 1,25 раза, а с 1 октября – в 1,2 раза.
Утвердить состав фонда оплаты труда должностей председателей и ответственных секретарей сходов граждан, финансируемого за счет Государственного бюджета Республики Узбекистан согласно приложению.
6. Республиканскому совету разработать и внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан в установленном порядке:
а) совместно с Верховным судом в двухмесячный срок проект закона, предусматривающий установление административной ответственности за незаконное вмешательство в деятельность органов самоуправления граждан, неисполнение либо ненадлежащее исполнение решений сходов граждан, а также нарушение гарантий деятельности председателя схода граждан;
б) совместно с Министерством юстиции в трехмесячный срок проект Закона «Об органах самоуправления граждан» в новой редакции, предусматривающий:
максимальное сокращение нормативно-правовых актов касательно деятельности органов схода граждан, пересмотр рамочных, бездействующих и не влияющих на правоприменение актов законодательства, а также устранение устаревших механизмов;
внедрение в органах схода граждан системы «современный менеджмент», а также конкретное определение направлений их деятельности, задач и пределов ответственности;
укрепление процедур рассмотрения обращений сходов граждан, направленных в уполномоченные государственные органы;
социальную защиту председателей сходов граждан, гарантии их деятельности и отличительные знаки;
в) совместно с Академией государственного управления при Президенте Республики Узбекистан, Министерством высшего и среднего специального образования в двухмесячный срок обоснованные предложения по дальнейшему совершенствованию действующей системы обучения по повышению квалификации работников органов самоуправления граждан, а также системы целевой переподготовки кадров к процессу управления махаллей на основе изучения их проблем;
г) совместно с Министерством юстиции, Министерством финансов, Министерством экономики и промышленности, Государственным комитетом по статистике в двухмесячный срок критерии рейтинговой оценки деятельности сходов граждан, их работников и лиц, осуществляющих деятельность на общественных началах, а также порядок поощрения за счет дополнительных источников местного бюджета.
7. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента совместно с Республиканским советом, Государственным комитетом Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру, Агентством по управлению государственными активами:
в двухмесячный срок провести инвентаризацию зданий, используемых сходами граждан и являющихся государственной собственностью, вместе с закрепленными земельными площадями, обеспечить их передачу с правом собственности сходам граждан в установленном порядке;
ежеквартально на основе утвержденного графика представлять в Кабинет Министров информацию о состоянии строительства, реконструкции и ремонта на основе типовых проектов комплексов «Центр махалли» и зданий сходов граждан в центрах Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, районов и городов.
8. Включить Республиканский совет в Перечень органов государственной власти, органов государственного и хозяйственного управления, других государственных организаций республиканского значения, руководители которых могут ходатайствовать о постоянной прописке работников в городе Ташкенте и Ташкентской области, утвержденный постановлением Кабинета Министров от 7 октября 2016 года № 336.
9. Запрещается привлечение работников Каракалпакского Республиканского, областных, Ташкентского городского и районных (городских) советов по координации деятельности органов самоуправления граждан, а также сходов граждан на собрания и другие мероприятия, не связанные с их задачами и направлениями деятельности, необоснованное вмешательство в их работу, возложение несвойственных им задач, а также закрепление за другими лицами либо необоснованное изъятие зданий, находящихся на балансе сходов граждан.
Предупредить руководителей государственных органов и организаций о персональной ответственности за нарушение настоящих требований вплоть до освобождения от занимаемой должности.
10. Национальной телерадиокомпании Узбекистана:
определить телерадиоканал «Mahalla» в качестве генерального информационного партнера Республиканского совета по вопросам освещения деятельности сходов граждан;
организовать совместно с Национальной ассоциацией электронных средств массовой информации Узбекистана, Международным пресс-клубом, Национальным информационным агентством Узбекистана и средствами массовой информации ток-шоу, социальные ролики, специальные передачи, статьи и выступления, направленные на сохранение мира и благополучия, доброты и взаимопонимания, национальных обычаев и ценностей, участие махалли в укреплении семей и социально-духовных процессах, решение проблем в махаллях.
11. Республиканскому совету:
а) совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан до 1 июля 2019 года:
обеспечить подключение сходов граждан к национальному сегменту передачи данных высокоскоростной сети Интернет за счет дополнительных источников местных бюджетов Совета Министров Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, районов (городов);
внести предложение по утверждению льготного тарифа пользования сходами граждан национальным сегментом передачи данных сети Интернет;
б) совместно с Национальным агентством проектного управления при Президенте Республики Узбекистан до 1 января 2020 года ввести в действие в рамках системы «Электронное правительство» электронную базу данных «Махалла».
12. Республиканскому совету совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.
13. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А. Н. и советника Президента Республики Узбекистан Касимова Р. С.
Президент Республики Узбекистан Ш.Мирзиёев