12.03.2019
Постановление Президента Республики Узбекистан
В целях обеспечения дальнейшего упрощения исполнительных процедур, безусловного и своевременного исполнения судебных актов и актов иных органов, эффективной защиты прав физических и юридических лиц и предотвращения волокиты в исполнительном производстве, а также во исполнение задач, определенных в Государственной программе по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах в «Год активных инвестиций и социального развития»:
1. Принять предложение Верховного суда, Генеральной прокуратуры, Министерства юстиции Республики Узбекистан и Палаты адвокатов Узбекистана о внедрении с 1 апреля 2019 годаинститута медиации в процесс принудительного исполнения судебных актов и актов иных органов, предусмотрев, что:
осуществление процедуры медиации в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов иных органов является основанием
для приостановления исполнительного производства по заявлению взыскателя на срок не более пятнадцати дней;
недостижение между сторонами соглашения касательно предмета исполнения, а также отказ одной из сторон продолжать медиацию или истечение срока ее осуществления являются основаниями для возобновления исполнительного производства. При этом повторное осуществление процедуры медиации не допускается;
в случае оформления между сторонами соглашения касательно предмета исполнения по итогам осуществления процедуры медиации на любом этапе исполнения государственный исполнитель прекращает исполнительное производство;
запрещается вмешательство государственного исполнителя и других представителей государственных органов в процесс осуществления процедуры медиации.
2. Установить, что с 1 июня 2019 года:
вопрос о возбуждении исполнительного производства решается в течение одного рабочего дня с момента поступления исполнительного документа;
при наличии обстоятельств, препятствующих осуществлению исполнительных действий, данные действия отлагаются по заявлению должника или по собственной инициативе государственного исполнителя не более чем два раза;
специалист, назначенный государственным исполнителем для разъяснения вопросов, возникающих при совершении исполнительных действий, обязан предоставить письменное заключение в течение пятнадцати рабочих дней со дня ознакомления с постановлением исполнителя.
3. Установить с 1 октября 2019 года порядок, в соответствии с которым:
а) Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан (далее – Бюро принудительного исполнения) ведет Единую электронную базу исполнительных документов (далее – Единая электронная база), в которую путем интегрирования с соответствующими системами баз данных в обязательном порядке вносятся:
все исполнительные документы, поступившие на исполнение органов исполнения;
сведения об административных штрафах, наложенных и взысканных органами (должностными лицами), уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях;
б) постановления о применении административных штрафов органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, не исполненные в добровольном порядке в течение установленного законодательством срока, автоматически направляются в информационную систему Бюро принудительного исполнения в виде электронного документа для принудительного исполнения;
в) при наличии в исполнительных документах сведений об электронной почте или телефонном (мобильном) номере взыскателя или должника (если они предоставлены суду или другому органу (должностному лицу), который выдал исполнительный документ) уведомление о возбуждении исполнительного производства направляется на электронную почту или в виде короткого сообщения (SMS) через средства мобильной связи с использованием специальной автоматизированной системы, позволяющей фиксировать факт отправки и получения уведомления;
г) в отделах Бюро принудительного исполнения Яккасарайского района города Ташкента и города Навои в качестве эксперимента вводится порядок автоматизированного распределения исполнительных документов среди государственных исполнителей посредством автоматизированной системы.
Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан по результатам эксперимента в срок до 1 марта 2020 года внести обоснованные предложения по внедрению данной практики в других подразделениях Бюро принудительного исполнения.
4. Бюро принудительного исполнения с 1 октября 2019 годавнедрить на своем официальном веб-сайте систему оказанияинтерактивной государственной услуги по автоматизированному мониторингу хода совершения исполнительных действий на безвозмездной основе, предусмотрев при этом:
присвоение каждому исполнительному документу единого идентификационного номера (кода), обеспечивающего безопасность данных;
постоянное внесение в систему автоматизированного мониторинга сведений о ходе осуществления исполнительных действий и всех этапах исполнительного производства, а также принимаемых Бюро принудительного исполнения решениях и совершаемых исполнительных действиях;
возможность отслеживания взыскателем и должником через сеть Интернет с использованием единого идентификационного номера (кода) хода осуществления исполнительных действий на всех этапах, а также онлайн-оплаты имеющейся задолженности с одновременной отметкой об исполнении требований исполнительного документа.
Определить, что интерактивная государственная услуга по автоматизированному мониторингу хода совершения исполнительных действий оказывается также через Единый портал интерактивных государственных услуг Республики Узбекистан (далее – ЕПИГУ).
5. Бюро принудительного исполнения:
а) в месячный срок внести предложение о введении порядка продажи имущества, передаваемого на реализацию на договорно-комиссионных началах, в интернет-магазинах, предусмотрев:
широкое привлечение к реализации имущества, арестованного в ходе исполнительного производства, субъектов предпринимательства, включенных в Национальный реестр субъектов электронной коммерции в соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 14 мая 2018 года № ПП-3724 «О мерах по ускоренному развитию электронной коммерции», внедривших электронную систему мониторинга движения товаров и имеющих необходимые логистические возможности для доставки товаров покупателям;
возможность приобретения имущества через мобильные приложения и электронные платежные системы;
б) в двухмесячный срок совместно с Национальным агентством проектного управления при Президенте Республики Узбекистан и Агентством по управлению государственными активами Республики Узбекистан внедрить:
единую электронную информационную систему ведения учетаимущества, на которое обращено взыскание, позволяющую осуществлять мониторинг за движением имущества с момента выставления на единой электронной торговой площадке «E-IJRO AUKSION» до его реализации;
на единой электронной торговой площадке «E-IJRO AUKSION» возможность онлайн-оплаты приобретенного имущества с использованием электронных платежных систем, в том числе международных.
7. Национальному агентству проектного управления при Президенте Республики Узбекистан совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций, Министерством финансов Республики Узбекистан и другими заинтересованными министерствами и ведомствами в трехмесячный срок принять меры по созданию на ЕПИГУ отдельной платформы для оказания государственной услуги по оплате государственных пошлин, административных штрафов и иных платежей, взыскиваемых в ходе исполнительного производства, с использованием электронных платежных систем.
8. Академии Министерства внутренних дел Республики Узбекистан совместно с Бюро принудительного исполнения принять меры по организации на безвозмездной основе специальных курсов по подготовке, переподготовке и повышению квалификации сотрудников Бюро принудительного исполнения по направлению оперативно-розыскной деятельности.
9. Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан:
а) в трехмесячный срок разработать и внести в установленном порядке в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан проект Кодекса Республики Узбекистан об исполнительном производстве, предусматривающий систематизацию процессуальных норм в сфере исполнения судебных актов и актов иных органов, а также обеспечение их прямого действия;
б) в трехмесячный срок разработать и внедрить:
программное обеспечение, направленное на осуществление системного надзора за своевременным и качественным рассмотрением обращений, поступающих в Бюро принудительного исполнения посредством «телефона доверия», а также электронных обращений физических и юридических лиц;
ключевые показатели эффективности и результативности (KPI) государственных исполнителей по обеспечению принудительного исполнения судебных актов и актов иных органов, а также порядок применения этих показателей при оценке их служебной деятельности, продвижении по службе, поощрении и применении мер дисциплинарной ответственности;
программы систематического повышения квалификации государственных исполнителей в Академии Генеральной прокуратуры Республики Узбекистан;
в) совместно с заинтересованными ведомствами в трехмесячный срок внести в Администрацию Президента Республики Узбекистан предложения о введении упрощенного порядка исполнения постановлений о наложении административного штрафа, согласно которому, в случае добровольной оплаты правонарушителем семидесяти процентов размера штрафа в течение пятнадцати дней со дня вручения постановления о наложении штрафа, он освобождается от уплаты оставшейся суммы, за исключением случаев наложения административного штрафа судом.
При этом предусмотреть, что упрощенный порядок исполнения постановления о наложении штрафа не применяется в случаях:
обжалования или принесения протеста на постановление о наложении административного штрафа;
повторного совершения того же правонарушения в течение года после применения административного взыскания;
г) ежеквартально вносить в Администрацию Президента Республики Узбекистан информацию о состоянии исполнительного производства с предложениями по совершенствованию деятельности в данной сфере.
10. Определить, что финансирование мероприятий, предусмотренных в настоящем постановлении, осуществляется за счет средств фондов развития Бюро принудительного исполнения и органов судебной власти, а также средств технического содействия, грантов международных финансовых институтов и донорских организаций, а также других источников, не запрещенных законодательством.
11. Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан в месячный срок внести предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
12. Агентству информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан, Национальной телерадиокомпании Узбекистана совместно с Бюро принудительного исполнения обеспечить широкое освещение сути и значения настоящего постановления в средствах массовой информации.
13. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и первого заместителя советника Президента Республики Узбекистан Мавлонова Б.М.
Президент Республики Узбекистан Ш.Мирзиёев