17.02.2017
Постановление Президента Республики Узбекистан
В целях дальнейшего усиления роли академической науки в инновационном развитии экономики, повышения престижа и совершенствования деятельности Академии наук, формирования единой системы управления и регулирования научно-исследовательской и инновационной деятельности, а также повышения роли науки в социально-экономическом развитии Республики Узбекистан:
1. Определить основными задачами и направлениями деятельности Академии наук:
проведение фундаментальных, прикладных и инновационных научных исследований в области естественных, технических и общественно-гуманитарных наук;
укрепление и развитие механизмов интеграции науки с образованием и производством;
выработку предложений по формированию приоритетных направлений развития науки и технологий, государственных научно-технических программ с учетом потребностей отраслей экономики и регионов республики;
изучение и анализ достижений мировой и отечественной науки, выработку рекомендаций по их использованию в интересах Республики Узбекистан;
популяризацию и пропаганду отечественной науки, научных знаний, достижений науки и техники;
осуществление международного сотрудничества с академиями наук, научно-исследовательскими организациями и фондами зарубежных стран, участие в организации и проведении международных научных форумов и конференций;
участие в подготовке высококвалифицированных кадров с использованием научного потенциала и материально-технической базы учреждений Академии наук.
2. Согласиться с предложением Академии наук, Министерства высшего и среднего специального образования, Министерства финансов, Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан, Комитета по координации развития науки и технологий о передаче в ведение Академии наук Института истории при Национальном университете Узбекистана, а также создании в составе Академии наук Республики Узбекистан:
Института математики имени В.И. Романовского на базе Института математики при Национальном университете Узбекистана;
Института ядерной физики на базе соответствующих лабораторий и уникальных объектов физического факультета Национального университета Узбекистана, а также Центра радиационной безопасности при Министерстве по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан;
Института ионно-плазменных и лазерных технологий имени У.А.Арифова на базе соответствующих лабораторий инженерно-физического факультета Ташкентского государственного технического университета;
Института механики и сейсмостойкости сооружений имени М.Т.Уразбаева на базе Института сейсмостойкости сооружений Академии наук Республики Узбекистан и Научно-исследовательского центра по проблемам отраслевого машиноведения при Ташкентском государственном техническом университете;
Института химии и физики полимеров на базе Научно-исследовательского центра химии и физики полимеров при Национальном университете Узбекистана;
Института востоковедения имени Абу Райхана Беруни на базе Центра восточных рукописей имени Абу Райхана Беруни при Ташкентском государственном институте востоковедения;
Института археологических исследований имени Я. Гуломова на базе Института археологии в г. Самарканде и Ташкентского отделения Института археологии Академии наук Республики Узбекистан;
Института узбекского языка, литературы и фольклора на базе Научно-исследовательского института узбекского языка и литературы при Ташкентском государственном университете узбекского языка и литературы имени Алишера Навои;
Государственного музея литературы имени Алишера Навои на базе Музея узбекского языка и литературы при Ташкентском государственном университете узбекского языка и литературы имени Алишера Навои.
3. Согласиться с предложением Академии наук, Министерства высшего и среднего специального образования, Министерства народного образования о преобразовании Общественного совета по новейшей истории Узбекистана при Министерстве высшего и среднего специального образования в Общественный совет по новейшей истории Узбекистана при Академии наук Республики Узбекистан.
Передать Координационно-методический центр по вопросам новейшей истории Узбекистана при Министерстве высшего и среднего специального образования в ведение Академии наук, определив его рабочим органом Общественного совета по новейшей истории Узбекистана при Академии наук.
4. Принять предложение Академии наук Республики Узбекистан, государственного предприятия «Навоийский горно-металлургический комбинат», Комитета по координации развития науки и технологий, Министерства экономики Республики Узбекистан о создании Навоийского отделения Академии наук.
Определить, что расходы на содержание Навоийского отделения Академии наук, а также на реализацию отделением прикладных и инновационных исследований покрываются государственным предприятием «Навоийский горно-металлургический комбинат», в том числе за счет 10 процентов от чистой прибыли, полученной в результате внедрения соответствующих научно-технологических разработок.
5. Установить, что вновь созданные в результате реорганизации научные учреждения Академии наук имеют статус юридического лица в форме государственного учреждения, являются правопреемниками по правам и обязательствам научных учреждений министерств и ведомств, на базе которых они созданы.
6. В целях обеспечения развития приоритетных направлений науки, а также эффективной координации деятельности научно-исследовательских учреждений образовать в структуре аппарата управления Академии наук отделения по физико-математическим и техническим наукам, химико-биологическим наукам, общественно-гуманитарным наукам.
Приравнять председателя Каракалпакского отделения Академии наук, председателя Хорезмской Академии Маъмуна и председателя Навоийского отделения Академии наук по статусу к вице-президенту Академии наук.
7. Ввести в практику порядок, в соответствии с которым отраслевые научно-исследовательские учреждения могут быть ассоциированными членами Академии наук.
8. Утвердить организационную структуру Академии наук Республики Узбекистан и структуру аппарата управления Академии наук Республики Узбекистан согласно приложениям №№ 1 и 2.
Предоставить право президенту Академии наук Республики Узбекистан, при необходимости, вносить изменения в структуру аппарата управления Академии наук Республики Узбекистан в пределах утвержденной предельной общей численности работников.
9. Образовать Государственную комиссию по науке и технологиям (далее – Государственная комиссия) в составе согласно приложению № 3.
10. Определить основными задачами Государственной комиссии:
разработку и реализацию единой государственной политики в области научно-технической деятельности;
определение приоритетных направлений государственной научно-технической и инновационной политики и мер, направленных на реализацию государственной политики в этих сферах;
утверждение государственных научно-технических программ фундаментальных, прикладных и инновационных исследований на грантовой основе;
заслушивание персональных отчетов и рассмотрение вопросов об ответственности руководителей и должностных лиц государственных органов в части практической реализации предусмотренных проектов и мероприятий по их внедрению.
11. Согласиться с предложением Академии наук, Министерства экономики, Министерства финансов, Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан об образовании Агентства по науке и технологиям Республики Узбекистан на базе упраздняемого Комитета по координации развития науки и технологий при Кабинете Министров.
Утвердить структуру Агентства по науке и технологиям Республики Узбекистан согласно приложению № 4.
Предоставить право генеральному директору Агентства по науке и технологиям Республики Узбекистан, при необходимости, вносить изменения в структуру Агентства по науке и технологиям Республики Узбекистан в пределах утвержденной предельной общей численности работников.
12. Определить основными задачами и направлениями деятельности Агентства по науке и технологиям Республики Узбекистан:
осуществление мероприятий по разработке и реализации приоритетных направлений развития науки и технологий, с учетом задач социально-экономического, общественно-политического развития страны и достижений современной науки;
формирование, реализацию и осуществление системного мониторинга выполнения государственных научно-технических программ, а также использования результатов научно-исследовательских работ в социально-экономическом развитии страны;
обеспечение реализации важнейших межотраслевых научно-технических программ;
формирование государственных заданий на оказание научно-технических услуг в части выполнения фундаментальных, прикладных и инновационных исследований для отраслей экономики и социальной сферы;
организацию проведения ежегодной Республиканской ярмарки инновационных идей, технологий и проектов, а также мониторинг выполнения договоров, заключенных в ее рамках;
развитие международного сотрудничества в сфере науки и технологий, привлечение иностранных инвестиций и грантов, организацию выполнения совместных научных проектов и инновационных разработок с зарубежными партнерами;
планирование и координацию деятельности по подготовке научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации.
13. Установить, что Агентство по науке и технологиям Республики Узбекистан является рабочим органом Государственной комиссии.
14. Определить Агентство по науке и технологиям единым заказчиком государственных научно-технических программ и проектов, реализуемых научно- исследовательскими, образовательными и другими учреждениями республики.
15. Агентству по науке и технологиям совместно с Академией наук, Министерством финансов и Министерством экономики Республики Узбекистан в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по совершенствованию порядка финансирования научно-исследовательских учреждений, предусматривающие внедрение механизма базового финансирования их расходов по содержанию и эксплуатации зданий, сооружений и другой материально-технической базы.
16. В целях создания условий для организации исследований, направленных на обеспечение прорывного развития науки и технологий в стране, освоение выпуска конкурентоспособной наукоемкой отечественной продукции, создать при Государственной комиссии Фонд поддержки и развития научно-технической деятельности в форме юридического лица.
17. Установить, что источниками формирования средств Фонда поддержки и развития научно-технической деятельности являются:
90 процентов валютных средств, поступающих в Агентство по интеллектуальной собственности Республики Узбекистан за счет патентных пошлин, сборов и иных неналоговых платежей;
гранты и кредиты международных финансовых организаций и институтов;
средства благотворителей – юридических и физических лиц, резидентов и нерезидентов Республики Узбекистан;
другие поступления, не запрещенные законодательством.
18. Возложить функцию управления средствами Фонда поддержки и развития научно-технической деятельности на Государственную комиссию.
19. Определить основными направлениями использования средств Фонда поддержки и развития научно-технической деятельности:
финансирование мероприятий по созданию в научно-исследовательских и высших образовательных учреждениях Академии наук, Министерства высшего и среднего специального образования, Министерства здравоохранения, Министерства сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан и других министерств и ведомств, на основе конкурсного отбора, принципиально новых, оснащенных современным высокотехнологичным оборудованием научных лабораторий для проведения передовых научных исследований и изыскательских работ, направленных на обеспечение прорывного развития науки и технологий в стране, освоение выпуска конкурентоспособной наукоемкой отечественной продукции;
покрытие расходов по регистрации за рубежом прав на интеллектуальную собственность (патентов), созданных в рамках государственных научно-технических программ;
финансирование мероприятий по дооснащению современным научным оборудованием и бесперебойному обеспечению необходимыми расходными материалами и комплектующими научных лабораторий научных и высших образовательных учреждений, участвующих в реализации государственных научно-технических программ;
оплату расходов по обеспечению свободного доступа научно-исследовательских и высших образовательных учреждений Академии наук, Министерства высшего и среднего специального образования, Министерства здравоохранения, Министерства сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан и других министерств и ведомств к ведущим электронным научным базам данных;
финансирование краткосрочных научных стажировок молодых ученых в ведущих зарубежных научных центрах, в том числе для освоения методики работы на высокотехнологичном оборудовании, приобретаемом для оснащения научных лабораторий.
20. Министерству внешних экономических связей, инвестиций и торговли, Министерству экономики, Агентству по науке и технологиям Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами проводить системную работу с международными финансовыми институтами и другими зарубежными донорами по привлечению иностранных кредитов и грантов для проведения научных исследований, оснащения научных лабораторий и организации зарубежных стажировок ученых.
21. Согласиться с предложением Министерства финансов, Министерства экономики и Академии наук Республики Узбекистан о создании Фонда материального стимулирования научных сотрудников Академии наук, достигших весомых результатов по итогам научных исследований.
Установить, что Фонд материального стимулирования научных сотрудников Академии наук формируется за счет отчислений научно-исследовательских учреждений Академии наук в размере 10 процентов от чистой прибыли, поступившей от их хозяйственной и предпринимательской деятельности.
22. Кабинету Министров Республики Узбекистан в двухмесячный срок принять во исполнение настоящего постановления решение правительства, в том числе предусматривающее реализацию всех необходимых мер по организации деятельности:
переданных в ведение Академии наук, а также вновь созданных в ее составе научно-исследовательских учреждений, обеспечив их тесную интеграцию с профильными вузами;
Государственной комиссии по науке и технологиям, Агентства по науке и технологиям Республики Узбекистан, Фонда поддержки и развития научно-технической деятельности, Навоийского отделения Академии наук, Фонда материального стимулирования научных сотрудников Академии наук.
23. Академии наук, Агентству по науке и технологиям, Министерству юстиции, Министерству финансов, Министерству экономики, Министерству высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок:
внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в действующее законодательство, вытекающих из настоящего Постановления;
обеспечить приведение ведомственных нормативных актов в соответствие с настоящим Постановлением.
24. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н.
Президент Республики Узбекистан Ш.Мирзиёев
Город Ташкент, 17 февраля 2017 года.
За годы независимости в Республике Узбекистан сформирована устойчивая система организации, управления и финансирования научно-исследовательской деятельности. В стране созданы авторитетные научные школы, функционирует разветвленная научно-организационная инфраструктура в виде научных лабораторий и кафедр, научных и научно-технических советов вузов, научно-исследовательских учреждений, министерств и ведомств, экспертных и научно-технических советов на уровне республики.
Особенно в последние годы проведена значительная работа, направленная на укрепление материально-технического потенциала и повышение эффективности научно-исследовательской деятельности. Создан ряд новых научно-инновационных структур – Центр геномики и биоинформатики, Международный институт солнечной энергии, Центр высоких технологий с участием Кембриджского университета.
В системе организации научно-исследовательской деятельности особое место по праву принадлежит Академии наук как флагману фундаментальных исследований. На сегодняшний день в системе Академии наук сконцентрирован значительный интеллектуальный потенциал. И потому не случайно огромное внимание государства к вопросам дальнейшего усиления роли академической науки в инновационном развитии экономики, повышения престижа и совершенствования научно-инновационной деятельности Академии наук.
Ярким свидетельством такого внимания является то, что первая встреча Президента нашей страны в качестве главы государства состоялась именно с научным сообществом – академиками, ведущими учеными республики. С 1 января 2017 года академикам выплачивается ежемесячный гонорар в размере десяти минимальных заработных плат, не облагаемый налогом на доходы физических лиц. Для них также предусмотрено ежегодное бесплатное прохождение курса оздоровления в санаторно-оздоровительных учреждениях. Академикам созданы необходимые условия для широкого вовлечения в научно-образовательные и производственные процессы и активного участия в подготовке высококвалифицированных кадров.
Вместе с тем нынешний уровень научно-технического потенциала, обеспеченности кадрами, материально-технической, лабораторной и экспериментальной базы научно-исследовательской деятельности отстает от высоких темпов социально-экономического развития страны. Особую остроту приобретают вопросы обеспечения конкурентоспособности отечественной, особенно академической, науки и соответствия ее высокому мировому уровню.
Имеется ряд проблем в системе финансирования деятельности научно-исследовательских учреждений. В результате наблюдается снижение престижа научной деятельности, отток одаренной молодежи в другие сферы, сохраняется тенденция повышения среднего возраста научных кадров. В связи с этим восстановление потенциала и престижа единой системы координации процессов формирования, реализации и мониторинга государственных научно-технических программ и создание ученым всех необходимых условий для ведения широкоформатных научных исследований становятся одной из актуальных задач сегодняшнего дня.
Необходимо отметить, что стимулирование научно-исследовательской и инновационной деятельности, создание эффективных механизмов внедрения научных и инновационных достижений в практику, организация при высших образовательных учреждениях и научно-исследовательских институтах специализированных научно-экспериментальных лабораторий, центров высоких технологий и технопарков определены в качестве важнейших направлений развития сферы образования и науки в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах.
Кроме того, в ходе непосредственного диалога с народом в областях республики Президентом нашей страны ставятся конкретные задачи по возрождению научного потенциала во всех регионах и эффективному использованию интеллектуального потенциала в комплексном развитии территорий, активному вовлечению молодежи в научно-исследовательскую деятельность. При решении этих задач важное значение имеют целенаправленная мобилизация научных исследований на решение реальных проблем социально-экономической сферы, обеспечение тесной интеграции науки и производства и, в свою очередь, создание механизмов повышения эффективности внедрения производственными предприятиями научно-технологических разработок ученых.
В целях решения накопившихся проблем в данной сфере принято постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности Академии наук, организации, управления и финансирования научно-исследовательской деятельности». Данным постановлением предусматривается реализация широкого круга конкретных целенаправленных мер.
В частности, постановлением определены основные задачи и приоритетные направления деятельности Академии наук на основе современных требований. Кроме того, в целях дальнейшего укрепления научно-исследовательской инфраструктуры в составе Академии наук создается ряд научно-исследовательских учреждений, а также отдельные учреждения возвращаются в ее ведение. Данные меры позволят Академии наук обеспечить проведение широкопрофильных исследований, сконцентрировать имеющийся научный потенциал в различных отраслях науки и направить его на решение актуальных проблем социально-экономической сферы.
В постановлении особое внимание уделяется дальнейшему совершенствованию организационной структуры Академии наук с образованием в ее составе отделений по физико-математическим и техническим, химико-биологическим, общественно-гуманитарным наукам, а также созданием нового отделения Академии наук в городе Навои. Это позволит обеспечить системную координацию научных исследований в указанных направлениях, а также будет способствовать эффективному использованию потенциала академической науки в комплексном развитии промышленности Навоийской области.
Кроме того, приравнивание председателей Каракалпакского отделения, Навоийского отделения Академии наук, а также Хорезмской Академии Маъмуна к статусу вице-президента Академии наук в соответствии с данным постановлением является ярким подтверждением важности возрождения потенциала и повышения статуса науки в регионах.
В постановлении также уделено особое внимание стимулированию эффективной научной деятельности. С этой целью создается Фонд материального стимулирования научных сотрудников Академии наук, достигших весомых результатов по итогам научных исследований, с формированием его средств за счет отчислений научно-исследовательских учреждений Академии наук в размере 10 процентов от чистой прибыли, поступившей от их хозяйственной и предпринимательской деятельности.
В соответствии с постановлением создается Государственная комиссия по науке и технологиям во главе с Премьер-министром Республики Узбекистан, на которую возлагаются задачи по разработке и реализации единой государственной политики в области научно-технической деятельности, функции по определению приоритетных направлений инновационной политики.
В качестве рабочего органа данной комиссии создается Агентство по науке и технологиям Республики Узбекистан на базе упраздняемого Комитета по координации развития науки и технологий при Кабинете Министров. На агентство возлагаются задачи по формированию государственных заданий на оказание научно-технических услуг в части выполнения фундаментальных, прикладных и инновационных исследований для отраслей экономики и социальной сферы.
Данные меры будут способствовать поднятию системы организации научно-исследовательской деятельности на качественно новый уровень, что позволит сплотить имеющийся интеллектуальный потенциал, устранить мелкотемье и неэффективные тематики исследований, а также избежать их дублирования.
Еще одним важным вопросом, который будет решен благодаря данному постановлению, является создание при Государственной комиссии по науке и технологиям Фонда поддержки и развития научно-технической деятельности в форме юридического лица, средства которого будут направлены на следующие цели:
создание в научно-исследовательских и высших образовательных учреждениях принципиально новых, оснащенных современным высокотехнологичным оборудованием научных лабораторий;
покрытие расходов по регистрации за рубежом прав на интеллектуальную собственность (патентов), созданных отечественными учеными в рамках государственных научно-технических программ;
бесперебойное обеспечение научных приборов и оборудования современных лабораторий необходимыми расходными материалами и комплектующими;
покрытие расходов по обеспечению свободного доступа научно-исследовательских и высших образовательных учреждений к ведущим мировым электронным научным базам данных;
финансирование краткосрочных научных стажировок молодых ученых в ведущих зарубежных научных центрах.
Реализация указанных мер, являясь логическим продолжением системных шагов государства по усилению роли науки в инновационном развитии экономики, послужит успешному выполнению Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах.
Данное постановление будет способствовать повышению престижа академической науки, укреплению кадрового и интеллектуального потенциала, совершенствованию системы организации и управления научно-исследовательской деятельности, кардинальному улучшению материально-технической базы научно-исследовательских учреждений, вовлечению в науку одаренной молодежи и достойному материальному стимулированию кропотливого труда ученых.