05.02.2019
Указ Президента Республики Узбекистан
В целях дальнейшего развития виноградарства и виноделия, совершенствования системы реализации производимой алкогольной и табачной продукции, эффективного мониторинга над ее производством и оборотом, сокращения участия государства в экономике и повышения инвестиционной привлекательности страны, а также во исполнение задач, определенных в Государственной программе по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах в «Год активных инвестиций и социального развития»:
1. Согласиться с предложениями Министерства экономики и промышленности, Министерства сельского хозяйства, Министерства финансов, Агентства по управлению государственными активами Республики Узбекистан о:
а) создании Агентства по развитию виноградарства и виноделия при Министерстве сельского хозяйства Республики Узбекистан (далее – Агентство);
б) создании Инспекции по регулированию алкогольного и табачного рынка при Министерстве финансов Республики Узбекистан (далее – Инспекция);
в) инициировании рассмотрения на заседаниях органов управления АО «Узшаробсаноат» вопроса ликвидации общества с передачей Агентству по управлению государственными активами Республики Узбекистан его доли в уставных капиталах организаций согласно приложению № 1;
г) передаче Агентству доли в уставном капитале:
ООО «Зомин узумчиликўқув маркази» АО «Узшаробсаноат» с дальнейшим преобразованием его в ГУП «Узумчиликўқув маркази» при Агентстве;
ООО «Марказийсиновлабораторияси» АО «Узшаробсаноат» с дальнейшим преобразованием его в ГУП «Энологиялабораторияси» при Агентстве.
2. Определить основными задачами:
а) Агентства:
осуществление единой государственной политики в отрасли виноградарства и виноделия, а также разработку и реализацию комплексных целевых программ, направленных на обеспечение динамичного развития виноградарства и виноделия;
оказание содействия в расширении плантаций винограда, преимущественно технических сортов, и развитии виноделия, во внедрении современных ресурсосберегающих технологий и комплексной модернизации винодельческих предприятий;
поддержку виноградарей и виноделов в привлечении прямых инвестиций для организации производства конкурентоспособной винодельческой продукции, повышении экспортного потенциала путем проведения глубоких маркетинговых исследований конъюнктуры внешних рынков, а также популяризации отечественной винодельческой продукции, в том числе за рубежом;
содействие в подготовке высококвалифицированных специалистов в сфере виноградарства и виноделия путем сотрудничества с зарубежными и отечественными образовательными учреждениями, научно-исследовательскими институтами и ведущими производителями отраслей;
регулирование деятельности производителей виноградных посадочных материалов, взаимодействие с Инспекцией в части определения качества алкогольной продукции из винограда, фруктов и ягод;
ведение электронного реестра плантаций винограда совместно с Государственным комитетом Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру;
б) Инспекции:
осуществление лицензирования деятельности по производству пищевого и технического этилового спирта, алкогольной и табачной продукции, а также оптовой торговле алкогольной продукцией;
внедрение и развитие информационных систем мониторинга и контроля объемов производства и оборота пищевого и технического этилового спирта, алкогольной и табачной продукции;
распределение пищевого этилового спирта между предприятиями для производства алкогольной и прочей продукции в установленном порядке;
инспектирование за соблюдением технических и технологических норм в производстве пищевого и технического этилового спирта, алкогольной и табачной продукции в строгом соответствии с требованиями государственных стандартов и законодательства;
осуществление контроля за качеством хранения и оборотом пищевого и технического этилового спирта, алкогольной и табачной продукции, в том числе за качеством сырья и вспомогательных материалов, используемых при производстве пищевого и технического этилового спирта, алкогольной и табачной продукции;
осуществление контроля за соблюдением лицензионных требований производителями пищевого и технического этилового спирта, алкогольной и табачной продукции, а также предприятиями оптовой торговли алкогольной продукцией;
проведение мониторинга за фактическими объемами производства и оборота пищевого и технического этилового спирта, алкогольной и табачной продукции, а также участие в разработке новых образцов акцизных марок для алкогольной и табачной продукции;
взаимодействие с органами государственной налоговой службы по обеспечению своевременного и полного поступления налогов и других обязательных платежей производителями пищевого и технического этилового спирта, алкогольной и табачной продукции, а также предприятиями оптовой торговли алкогольной продукцией;
взаимодействие с Агентством в части определения качества алкогольной продукции из винограда, фруктов и ягод.
3. Установить порядок, в соответствии с которым:
производство пищевого и технического этилового спирта, алкогольной и табачной продукции, а также оптовая торговля алкогольной продукцией осуществляются на основании лицензий, выдаваемых Инспекцией в установленном законодательством порядке;
производители алкогольной продукции осуществляют реализацию продукции только оптовым организациям, за исключением пивоваренной продукции, игристых и натуральных вин;
оптовой торговлей алкогольной продукцией вправе заниматься все юридические лица в установленном законодательством порядке;
реализация пивоваренной продукции, игристого и натурального вина отечественного производства может осуществляться всеми предприятиями торговли, организациями, оказывающими гостиничные услуги, а также услуги общественного питания без наличия разрешительного свидетельства на право реализации алкогольной продукции;
лаборатории по определению качества этилового спирта при Инспекции располагаются на предприятиях-производителях пищевого этилового спирта, которые обеспечивают необходимые технические условия для их надлежащей работы;
реализация пищевого этилового спирта производителями осуществляется на условиях 100-процентной предварительной оплаты;
производители алкогольной продукции вправе осуществлять ее реализацию без предварительной оплаты;
приобретение пищевого этилового спирта сверх объемов, распределенных Инспекцией, осуществляется производителями алкогольной продукции путем уведомления Инспекции в установленном порядке;
планирование объемов производства алкогольной и табачной продукции осуществляется производителями с учетом конъюнктуры рынка.
4. Ввести с 1 января 2020 года для производителей водки и (или) ликероводочной продукции следующие дополнительные лицензионные требования к осуществлению деятельности по производству алкогольной продукции:
равномерное создание в течение трех лет собственных плантаций технических сортов винограда с последующей организацией производства виноматериалов и (или) вина. При этом площади плантаций технических сортов винограда по истечении трех лет после посева должны обеспечивать сбор урожая, необходимого для производства виноматериалов и (или) вина, соразмерного 75 процентам годового объема производства водки и (или) ликероводочной продукции;
обеспечение использования имеющихся годовых производственных мощностей по производству водки, а также водки и ликероводочных изделий из пищевого этилового спирта не менее чем на 60 процентов от установленных мощностей. При этом объем производства должен составлять не менее 100 тысяч декалитров в год в пересчете на абсолютный алкоголь;
обеспечение использования имеющихся годовых производственных мощностей по производству ликероводочных изделий из пищевого этилового спирта на предприятиях, не производящих водку, не менее чем на 50 процентов от установленных мощностей.
При этом на алкогольную продукцию из винограда, фруктов и ягод не устанавливается лицензионное требование по минимальному объему производства.
5. Определить, что лицензии на осуществление деятельности по производству алкогольной продукции, ранее выданные Комиссией Кабинета Министров Республики Узбекистан по лицензированию деятельности по производству этилового спирта, алкогольной продукции и производству табачных изделий, действительны до 1 июля 2019 года, независимо от срока их действия, и подлежат переоформлению с учетом новых лицензионных требований.
6. Агентству по управлению государственными активами Республики Узбекистан обеспечить:
передачу Агентству и Инспекции в оперативное управление здания и сооружений ликвидируемого АО «Узшаробсаноат», расположенных по адресу: г. Ташкент, ул. Абая, 6, с инвентарем и оргтехникой, а также распределение денежных и основных средств общества, оставшихся после завершения процедуры ликвидации, в равных долях;
в месячный срок передачу имущества лабораторий по определению качества этилового спирта, находящегося на балансе Агентства «Узстандарт», Инспекции в оперативное управление;
совместно с Министерством экономики и промышленности, Министерством инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан в срок до 1 октября 2019 года подготовку инвестиционных требований для продажи государственных долей на предприятиях по производству алкогольной, ликероводочной и винодельческой продукции, в том числе предусмотрев создание технических сортов виноградника и модернизацию производственных мощностей;
до конца 2019 года выставление в установленном порядке на реализацию государственных долей в уставных фондах агрофирм, оптовых баз и прочих организаций АО «Узшаробсаноат», предусмотренных в приложении № 1 к настоящему Указу.
Министерству инвестиций и внешней торговли и Агентству по управлению государственными активами Республики Узбекистан принять необходимые меры по широкому информированию и привлечению потенциальных инвесторов, в том числе иностранных, к приобретению объектов, реализуемых согласно настоящему Указу.
7. Министерству экономики и промышленности совместно с Министерством сельского хозяйства в месячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по организации собственных посевов пшеницы производителями пищевого этилового спирта с учетом технологической и экономической целесообразности.
8. Министерству финансов в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан» с учетом требований настоящего Указа, предусматривающий в том числе:
введение нового вида лицензионной деятельности по осуществлению оптовой торговли алкогольной продукцией, определив основным лицензионным требованием подключение к информационной системе учета оборота алкогольной продукции;
реализацию алкогольной и табачной продукции объектами торговли, расположенными в радиусе по прямой линии более двухсот метров
от образовательных, спортивных и религиозных учреждений, а также в торговых комплексах (на рынках) с общей торговой площадью более тысячи квадратных метров и ярмарочных павильонах;
установление запрета и ответственности за ввоз на территорию республики алкогольной продукции в полимерной потребительской таре, изготовленной из полиэтилена, полистирола и иного полимерного материала, за исключением пивоваренной и винной продукции.
9. Внести изменения и дополнения в некоторые акты Президента Республики Узбекистан согласно приложению № 2.
10. Министерству финансов и Министерству сельского хозяйства совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих
из настоящего Указа.
11. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А. Н., руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Низомиддинова З. Ш. и первого заместителя советника Президента Республики Узбекистан Мавлонова Б. М.
Президент Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев