28.11.2018
За прошедший период приняты последовательные меры по развитию гражданской авиации страны, в том числе обновлению парка воздушных судов, обеспечению высокого уровня безопасности полетов, совершенствованию инфраструктуры аэропортов, системы управления воздушным движением и подготовки квалифицированных специалистов.
Вместе с тем сохраняется ряд системных недостатков, препятствующих дальнейшему осуществлению структурных преобразований в гражданской авиации страны для обеспечения ее конкурентоспособности на мировом рынке авиаперевозок и активного привлечения инвестиций в данную отрасль.
В частности, устаревшая и непрозрачная система управления, совмещающая в себя функции государственного регулирования и коммерческой деятельности, не позволяет внедрить на предприятиях отрасли современную систему менеджмента, обеспечить их финансовую устойчивость и рентабельность.
Чрезмерная монополизация гражданских авиаперевозок, в том числе эксплуатации наземной инфраструктуры, привела к значительным отставаниям от мирового уровня оказания услуг в данной сфере, а также нерентабельности отдельных аэропортов страны.
В целях ускоренного внедрения современных форм и методов управления в сфере гражданской авиации, реструктуризации предприятий отрасли в соответствии с мировыми тенденциями и стандартами, создания условий для развития конкуренции на рынке авиаперевозок и активного привлечения инвестиций в отрасль:
1. Согласиться с предложением Министерства экономики, Государственного комитета по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции, Государственного комитета Республики Узбекистан по инвестициям о реорганизации Национальной авиакомпании «Узбекистон хаво йуллари» (далее – НАК «Узбекистон хаво йуллари») путем:
создания акционерного общества «Uzbekistan Airways» (далее – АО «Uzbekistan Airways») на базе дирекции НАК «Узбекистон хаво йуллари», а также государственных унитарных предприятий «Летный комплекс», «Главное агентство воздушных сообщений» и «Комплекс материально-технического снабжения «Узавиатехснаб»;
преобразования государственных унитарных предприятий, входящих в состав НАК «Узбекистон хаво йуллари», в общества с ограниченной ответственностью согласно приложению № 1;
создания акционерного общества «Uzbekistan Airports» (далее – АО «Uzbekistan Airports») с передачей ему государственной доли в уставных фондах хозяйственных обществ согласно приложению № 2;
создания общества с ограниченной ответственностью «Uzbekistan Helicopters» на базе ГУП «Авиакомпания специальных авиационных работ»;
передачи государственного предприятия «Центр «Узаэронавигация» (далее – ГП «Узаэронавигация») в ведение Кабинета Министров Республики Узбекистан.
2. Определить основными задачами:
а) АО «Uzbekistan Airways»:
эффективное использование парка воздушных судов, в том числе с освоением новых направлений и расширением географии полетов;
внедрение современных систем и технологий управления производственными процессами, а также модернизацию, технологическое перевооружение и обновление авиапарка;
повышение качества предоставляемых сервисных услуг пассажирам на борту воздушных судов, работ по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники, в том числе иностранных авиакомпаний;
проведение гибкой тарифной политики в области перевозок пассажиров, грузов, почты и багажа с целью обеспечения конкурентоспособности компании;
привлечение инвестиций, прежде всего прямых иностранных, в том числе путем выпуска акций и корпоративных облигаций;
обеспечение высокого уровня безопасности при осуществлении полетов,
а также качества технического обслуживания воздушных судов;
интеграцию авиакомпании в международные сообщества авиаперевозчиков, достижение уровня регионального лидера в сфере авиаперевозок.
б) АО «Uzbekistan Airports»:
разработку и реализацию стратегий долгосрочного развития аэропортов;
привлечение инвестиций для совершенствования инфраструктуры аэропортов, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства и сотрудничества с ведущими международными компаниями в сфере управления аэропортами;
поддержание высокого уровня обслуживания пассажиров авиаперевозчиков в аэропортах, создание для них всех необходимых комфортных условий;
обеспечение эффективного функционирования соответствующих служб аэропортов, оптимизацию процесса обслуживания пассажиров, грузов, почты
и багажа;
своевременную и качественную подготовку аэродромов к полетам, осуществление мероприятий по обеспечению регулярности и безопасности полетов, внедрение современных методов содержания аэродромов и их ремонта;
бесперебойное обеспечение топливом и другими горюче-смазочными материалами, используемыми для заправки и обслуживания воздушных судов, а также осуществление строгого контроля за их качеством;
совершенствование инфраструктуры и создание благоприятных условий для качественного оказания услуг в сфере логистики;
расширение в аэропортах сети современных объектов торговли, питания, банковского и иного обслуживания пассажиров, в том числе на условиях государственно-частного партнерства.
3. АО «Uzbekistan Airways» с привлечением группы Всемирного банка и других международных консультантов обеспечить разработку устойчивой бизнес-модели своей деятельности c учетом оптимальной структуры активов, обеспечивающей рентабельность авиакомпании.
4. Установить, что:
АО «Uzbekistan Airways» является правопреемником по договорам, правам и обязательствам дирекции НАК «Узбекистон хаво йуллари», государственных унитарных предприятий «Летный комплекс», «Главное агентство воздушных сообщений» и «Комплекс материально-технического снабжения «Узавиатехснаб»;
создаваемые общества с ограниченной ответственностью являются правопреемниками по договорам, правам и обязательствам соответственно преобразуемых государственных предприятий;
ГП «Узаэронавигация» является правопреемником по договорам, правам и обязательствам НАК «Узбекистон хаво йуллари» в части аэронавигации;
уставный капитал АО «Uzbekistan Airways» формируется за счет передачи по остаточной стоимости имущества преобразуемой дирекции НАК «Узбекистон хаво йуллари», государственных унитарных предприятий «Летный комплекс», «Главное агентство воздушных сообщений» и «Комплекс материально-технического снабжения «Узавиатехснаб», а также государственной доли создаваемых обществ с ограниченной ответственностью «Uzbekistan Helicopters», «Uzbekistan Air Technics», «Учебно-тренировочный центр» и «Кетринг» по номинальной стоимости;
уставный капитал АО «Uzbekistan Airports» формируется за счет передаваемых по номинальной стоимости государственных долей в уставном капитале предприятий, указанных в приложении № 2 к настоящему Указу;
имущество НАК «Узбекистон хаво йуллари» и реорганизуемых государственных унитарных предприятий, не подлежащее приватизации в соответствии с законодательством, передается реорганизуемым и вновь создаваемым предприятиям в безвозмездное пользование без права распоряжения.
5. Образовать в структуре Информационно-аналитического департамента Кабинета Министров по вопросам коммунальной сферы, экологии, охраны окружающей среды, транспорта, капитального строительства и стройиндустрии сектор по вопросам реформирования авиационной отрасли в составе 7 штатных единиц, возложив на него задачи по координации разработки политики развития гражданской авиации Республики Узбекистан, включающей:
правила доступа местных и иностранных перевозчиков на национальный рынок воздушных сообщений;
программу развития инфраструктуры аэропортов и аэронавигационного обслуживания;
политику выбора субсидируемых авиамаршрутов, требующих государственной поддержки;
механизмы участия частного сектора и обеспечения конкурентной среды при оказании услуг аэропортов;
регулирование цен на авиационные и неавиационные услуги аэропортов;
меры по защите потребителей и окружающей среды в сфере гражданской авиации;
меры по заключению и обеспечению выполнения условий международных договоров в области международных авиационных перевозок.
6. Образовать Рабочую комиссию по координации и оказанию практического содействия в осуществлении комплекса мер по реорганизации НАК «Узбекистон хаво йуллари» (далее – Рабочая комиссия) в составе согласно приложению № 3.
Рабочей комиссии (Арипов А.Н.):
а) в двухнедельный срок утвердить план мероприятий по реорганизации НАК «Узбекистон хаво йуллари» и входящих в ее состав государственных предприятий с указанием конкретных сроков проведения каждого мероприятия и ответственных лиц;
б) в срок до 15 января 2019 года внести предложения по созданию Министерства транспорта, ответственного за весь комплекс вопросов организации и регулирования деятельности транспортной отрасли;
в) в срок до 1 мая 2019 года утвердить перечень имущества НАК «Узбекистон хаво йуллари» и входящих в ее состав предприятий:
передаваемого в уставный капитал (фонд) реорганизуемых и вновь создаваемых предприятий;
не подлежащего приватизации в соответствии с законодательством и передаваемого реорганизуемым и вновь создаваемым предприятиям в безвозмездное пользование без права распоряжения;
г) в срок до 1 июня 2019 года принять меры по формированию благоприятных условий для деятельности на рынке авиаперевозок дополнительных компаний, включая низкобюджетные авиакомпании (лоукостеры) и предприятия по оказанию услуг деловой авиации, в том числе с привлечением прямых иностранных инвестиций.
7. Возложить персональную ответственность на:
Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. – за своевременное и качественное выполнение комплекса мер по реорганизации НАК «Узбекистон хаво йуллари», а также за координацию безусловного выполнения задач, предусмотренных настоящим Указом;
первого заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Раматова А.Ж. – за разработку новой отраслевой политики управления гражданской авиацией Республики Узбекистан, предусматривающей меры
по поэтапной либерализации рынка авиаперевозок;
заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Холмурадова С.Р. – за поиск потенциальных инвесторов и привлечение прямых иностранных инвестиций в сферу авиационного транспорта;
заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Кучкарова Ж.А. – за обеспечение качественной разработки механизмов реализации проектов
в сфере авиационного транспорта на условиях государственно-частного партнерства.
8. Государственному комитету Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции совместно с НАК «Узбекистон хаво йуллари» в шестимесячный срок после утверждения Рабочей комиссией перечней, указанных в пункте 6 настоящего Указа, обеспечить завершение реорганизации НАК «Узбекистон хаво йуллари» и входящих в ее состав предприятий, а также формирование их уставных капиталов.
9. Принять к сведению, что между правительством Республики Узбекистан и группой Всемирного банка заключено Соглашение об оказании содействия
в разработке и реализации долгосрочных программ реформирования авиационного транспорта и привлечения инвестиций в данную сферу.
Кабинету Министров Республики Узбекистан в срок до 1 мая 2019 года по итогам проведенной работы группы Всемирного банка утвердить «дорожную карту» по реформированию сферы авиационного транспорта и широкому привлечению частных, включая прямых иностранных инвестиций, в развитие аэропортов в 2019-2030 годах.
10. Государственному комитету Республики Узбекистан по инвестициям, Министерству финансов Республики Узбекистан и АО «Uzbekistan Airports» с привлечением группы Всемирного банка обеспечить:
в срок до 1 апреля 2019 года определение аэропорта или группы аэропортов, в которых будут реализованы проекты на условиях государственно-частного партнерства;
в срок до 1 января 2020 года проведение конкурсного отбора для реализации проектов на условиях государственно-частного партнерства в выбранном аэропорту или группе аэропортов.
11. Согласиться с предложением Кабинета Министров Республики Узбекистан о:
а) передаче Государственной инспекции Республики Узбекистан по надзору за безопасностью полетов (далее – Госавианадзор) полномочий по выдаче разрешений на:
выполнение разовых полетов эксплуатантам воздушных судов;
осуществление деятельности, которая может представлять угрозу безопасности полетов в районе аэродрома;
б) передаче Пограничным войскам Службы государственной безопасности Республики Узбекистан по остаточной стоимости воздушных судов АН-2 и соответствующего авиационного имущества, находящихся в эксплуатации ГУП «Авиакомпания специальных авиационных работ», согласно перечню, утверждаемому Рабочей комиссией;
в) предоставлении ГП «Узаэронавигация» права взимания просроченной дебиторской задолженности иностранных авиакомпаний за оказанные аэронавигационные услуги при транзитном использовании воздушного пространства Республики Узбекистан в течение 12 месяцев с момента подтверждения оказания аэронавигационных услуг.
12. Утвердить организационную структуру и предельную штатную численность управленческого персонала Государственной инспекции Республики Узбекистан по надзору за безопасностью полетов согласно приложению № 4.
13. Установить, что:
избрание членов исполнительных органов хозяйственных обществ, образуемых в соответствии с настоящим Указом (далее – хозяйственные общества), осуществляется из числа специалистов, в том числе иностранных граждан, имеющих значительный опыт работы в ведущих авиакомпаниях и надлежащую квалификацию в сфере корпоративного управления, менеджмента и финансов;
права акционера по государственным пакетам акций в уставных капиталах акционерных обществ, создаваемых в соответствии с настоящим Указом, осуществляет Государственный комитет Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции;
стоимость имущества, передаваемого и принимаемого в соответствии с настоящим Указом, не является объектом налогообложения при исчислении налогов и других обязательных платежей;
начиная с 2020 года финансовая отчетность хозяйственных обществ формируется на основе международных стандартов, подлежит ежегодному независимому внешнему аудиту с привлечением ведущих международных аудиторских организаций.
14. Принять предложение Госавианадзора, Министерства финансов и Министерства экономики о создании с 1 января 2019 года Фонда развития Государственной инспекции Республики Узбекистан по надзору за безопасностью полетов (далее – Фонд) без образования юридического лица.
Определить, что:
а) источниками формирования средств Фонда являются:
100 процентов от суммы средств, поступающих за оказание платных услуг в соответствии с законодательством, в том числе за выдачу разрешений на осуществление деятельности, которая может представлять угрозу безопасности полетов в районе аэродрома;
80 процентов от суммы штрафов, налагаемых работниками Госавианадзора за совершение административных правонарушений;
5 процентов от чистой прибыли ГП «Узаэронавигация»;
3 процента от суммы сборов, взимаемых за авиационную безопасность;
гранты и кредиты международных финансовых институтов и других зарубежных доноров;
иные источники, не запрещенные законодательством.
б) средства Фонда используются исключительно на:
материально-техническое обеспечение Госавианадзора, в том числе внедрение современных информационно-коммуникационных технологий;
материальное стимулирование, социальную защиту, обучение и повышение квалификации работников Госавианадзора;
организацию визитов делегаций иностранных государств, международных организаций в Республику Узбекистан по вопросам, связанным с деятельностью Госавианадзора;
другие мероприятия, не запрещенные законодательством.
15. Министерству финансов Республики Узбекистан:
в срок до 1 мая 2019 года переоформить ранее предоставленные государственные гарантии Республики Узбекистан по платежным обязательствам дирекции НАК «Узбекистон хаво йуллари» по иностранным кредитам (займам);
в срок до 1 июня 2019 года переоформить ранее привлеченные кредиты для развития аэропортов и управления воздушным движением на АО «Uzbekistan Airports» и ГП «Узаэронавигация»;
в срок до 1 мая 2019 года утвердить единые ставки и сборы за аэронавигационное и аэропортовое обслуживание для авиакомпаний-резидентов Республики Узбекистан, предусмотрев гибкую систему скидок;
в срок до 1 марта 2019 года внести предложения по формированию устойчивого механизма финансирования компенсаций убытков для авиакомпаний, осуществляющих перевозки по низкорентабельным внутренним маршрутам.
16. Министерству экономики, Госавианадзору совместно с Министерством юстиции, НАК «Узбекистон хаво йуллари» и другими заинтересованными ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по:
допуску к нострификации документов об образовании специалистов гражданской авиации с заочной формой обучения;
упрощению порядка сертификации ввозимых комплектующих изделий, запасных частей, деталей для технического обслуживания и ремонта воздушных судов и авиадвигателей с учетом изучения передового зарубежного опыта, в том числе предусматривающего признание сертификатов производителей.
17. Разрешить:
а) авиакомпаниям-резидентам Республики Узбекистан производить расчеты через систему Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA Clearing House) и другие международные системы взаиморасчетов;
б) ГП «Узаэронавигация» производить взаиморасчеты за оказанные аэронавигационные услуги при транзите через воздушное пространство Республики Узбекистан иностранными авиакомпаниями через Европейскую организацию по обеспечению безопасности аэронавигации (EUROCONTROL).
18. Распространить льготы и преференции, предоставленные НАК «Узбекистон хаво йуллари» и входящим в ее состав предприятиям, на хозяйственные общества, образуемые в соответствии с настоящим Указом.
19. Освободить авиакомпании-резиденты Республики Узбекистан сроком до 1 января 2023 года от уплаты таможенных платежей (кроме сборов за таможенное оформление) за ввозимые в Республику Узбекистан:
самолеты (код ТН ВЭД 8802, 8803 и 8805), в том числе произведенные не ранее 10 лет до момента ввоза;
сервисный инвентарь и алкогольные напитки мировых брендов, используемые исключительно для обслуживания пассажиров, по перечням, формируемым в установленном порядке.
20. Министерству внутренних дел, Министерству юстиции, Государственному комитету Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру обеспечить без взимания сборов и пошлин государственную регистрацию:
автотранспортных средств реорганизуемых и создаваемых предприятий;
кадастровой документации на недвижимое имущество реорганизуемых и создаваемых предприятий;
изменений и дополнений, вносимых в учредительные документы реорганизуемых предприятий.
21. Кабинету Министров Республики Узбекистан:
а) в двухмесячный срок утвердить порядок:
выдачи разрешений на выполнение разовых полетов эксплуатантам воздушных судов;
использования средств Фонда развития Государственной инспекции Республики Узбекистан по надзору за безопасностью полетов;
материального стимулирования работников Государственной инспекции Республики Узбекистан по надзору за безопасностью полетов, предусматривающий введение трехкратного тарифного коэффициента;
б) в трехмесячный срок:
обеспечить утверждение организационных структур исполнительных органов, а также составов наблюдательных советов АО «Uzbekistan Airways» и АО «Uzbekistan Airports» с привлечением независимых специалистов, в том числе зарубежных, в сфере корпоративного управления и гражданской авиации;
внести в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан проект закона о внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности, предусматривающих передачу государственным органам функций по рассмотрению дел об административных правонарушениях в сфере гражданской авиации.
22. Госавианадзору совместно с Министерством юстиции и другими заинтересованными ведомствами в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по изменениям и дополнениям в законодательство, вытекающим из настоящего Указа.
23. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н., руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Низомиддинова З.Ш., Генерального прокурора Республики Узбекистан Муродова О.Б. и первого заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Раматова А.Ж.
Президент Республики Узбекистан Ш.Мирзиёев