21.11.2018
Постановление Президента Республики Узбекистан
Внедрение современных информационно-коммуникационных систем в сфере государственного и общественного управления является важным условием эффективной реализации проводимых социально-экономических и общественно-политических реформ и преобразований в стране.
Вместе с тем, несмотря на принимаемые меры по развитию информационно-коммуникационных технологий в государственных органах и организациях, совершенствованию системы обеспечения информационной безопасности, сохраняется ряд проблем, препятствующих внедрению и эффективному функционированию системы «Электронное правительство», противодействию угрозам в информационной сфере. В их числе:
первое, несоответствие современным требованиям действующего механизма контроля и проверки за выполнением субъектами информатизации актов законодательства, нормативных документов и государственных стандартов способствует снижению качества предоставляемых услуг;
второе, отсутствие единого уполномоченного органа, ответственного за реализацию государственной политики в сфере информационной безопасности, становится причиной неэффективности проводимой работы в данном направлении;
третье, недостатки в системе экспертизы и сертификации внедряемых государственными органами и организациями аппаратных средств и программных продуктов затягивают их ускоренную интеграцию в систему «Электронное правительство»;
четвертое, несовершенство системы контроля в сфере телекоммуникаций, информационной и кибербезопасности, критической информационной инфраструктуры приводит к уязвимости объектов государственных информационных систем, цифровой экономики и персональных данных;
пятое, активное использование деструктивными силами современных информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет негативно влияет на мировоззрение и сознание населения, особенно подрастающего поколения;
шестое, отсутствие системной работы по изучению и внедрению передового зарубежного опыта в сфере обеспечения информационной и кибербезопасности не позволяет внедрять современные методы защиты национального информационного пространства.
В целях повышения эффективности реализации единой государственной политики в информационной области, дальнейшего совершенствования системы контроля сферы телекоммуникаций, обеспечения информационной и кибербезопасности:
1. Согласиться с предложением Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан об упразднении:
Инспекции по контролю в сфере связи, информатизации и телекоммуникационных технологий при Министерстве по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан;
Центра информационной безопасности и содействия в обеспечении общественного порядка Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан.
2. Создать:
Государственную инспекцию по контролю в сфере информатизации и телекоммуникаций Республики Узбекистан (далее – Государственная инспекция) с общей штатной численностью 198 единиц, в том числе территориальных подразделений – 110 единиц;
Центр технического содействия (далее – Центр) в форме государственного унитарного предприятия;
Центр оказания содействия общественному порядку «Безопасный город» Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан.
3. Передать 135 высвобождаемых штатных единиц Центра информационной безопасности и содействия в обеспечении общественного порядка Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан Центру.
4. Установить, что:
Государственная инспекция является правопреемником по правам и обязательствам Инспекции по контролю в сфере связи, информатизации и телекоммуникационных технологий при Министерстве по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан;
Центр является правопреемником по правам и обязательствам Центра информационной безопасности и содействия в обеспечении общественного порядка Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан, за исключением связанных с реализацией проекта «Безопасный город»;
учредителем Центра является Государственная инспекция.
5. Определить основными задачами:
а) Государственной инспекции осуществление государственного контроля за:
соблюдением требований актов законодательства, нормативных документов и государственных стандартов в сфере связи, информатизации и телекоммуникационных технологий, распространения периодических печатных изданий;
обеспечением мер в пределах своей компетенции по защите прав потребителей и качеству предоставляемых услуг почтовой связи, информационных технологий и телекоммуникаций, распространения периодических печатных изданий, фонограмм, аудиовизуальных произведений и программ для ЭВМ;
соблюдением актов законодательства и нормативных документов в сфере авторских прав в распространении (реализация, прокат и доведение до всеобщего сведения) фонограмм, аудиовизуальных произведений, программ для ЭВМ;
развитием инфраструктуры и эффективным использованием информационно-коммуникационных технологий в системе «Электронное правительство» в государственных органах и организациях, а также других организациях и ведомствах в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов;
эффективностью автоматизации рабочих и управленческих процессов, внедрения и использования интегрированных информационных систем, межведомственных сетей передачи и обмена данных, интеграции государственных информационных ресурсов, в том числе предоставления электронных государственных услуг;
развитием телекоммуникационной инфраструктуры путем расширения широкополосного доступа к сети Интернет по принципу «последняя миля», технологий мультисервисных сетей связи, рынка мобильной связи, иных современных телекоммуникационных услуг, а также услуг почтовой связи и распространения периодических печатных изданий;
б) Центра:
сбор, анализ и накопление данных о современных угрозах информационной безопасности, выработку рекомендаций и предложений по оперативному принятию эффективных организационных и программно-технических решений, обеспечивающих предотвращение актов незаконного проникновения в информационные системы, ресурсы и базы данных государственных органов и организаций;
взаимодействие с операторами и провайдерами сетей телекоммуникаций, правоохранительными органами в рамках проведения анализа, идентификации нарушителей, методов и средств, используемых при осуществлении несанкционированных либо деструктивных действий в информационном пространстве;
проведение аттестации, экспертизы и сертификации аппаратных средств и программных продуктов, информационно-коммуникационных технологий, телекоммуникационного оборудования и иных технических средств на объектах информатизации (за исключением государственных секретов);
оказание содействия в разработке и реализации политики информационной безопасности информационных систем и ресурсов государственных органов и организаций;
выработку предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере обеспечения информационной безопасности государственных информационных систем и ресурсов, а также национального сегмента сети Интернет;
своевременное оповещение национальных пользователей сети Интернет о возникающих угрозах информационной безопасности в национальном сегменте сети Интернет, а также оказание консультационных услуг по защите информации.
6. Утвердить:
Положение о Государственной инспекции по контролю в сфере информатизации и телекоммуникаций Республики Узбекистан согласно приложению № 1;
структуру Государственной инспекции по контролю в сфере информатизации и телекоммуникаций Республики Узбекистан согласно приложению № 2;
типовую структуру территориальных подразделений Государственной инспекции по контролю в сфере информатизации и телекоммуникаций Республики Узбекистан согласно приложению № 3.
Определить, что требования пунктов 5 и 6 Указа Президента Республики Узбекистан от 27 июля 2018 года № УП-5490 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательства» не распространяются на проверки, осуществляемые Государственной инспекцией.
7. Определить порядок, согласно которому:
а) финансирование расходов по текущему содержанию (при сохранении государственных надбавок и доплат к заработной плате), укреплению материально-технической базы и дополнительному материальному стимулированию труда работников Государственной инспекции и Центра осуществляется из средств Фонда развития информационно-коммуникационных технологий;
б) сотрудникам Центра за особые условия труда в области информационной и кибербезопасности устанавливается размер ежемесячной надбавки в размере не менее 100 процентов от должностного оклада сотрудника;
в) с 1 января 2019 года:
заключения по техническим заданиям на информационно-коммуникационные технологии, аппаратные средства и программные продукты, средства защиты и иные технические средства согласовываются в обязательном порядке с Центром;
внедряемые и эксплуатируемые аппаратные средства и программные продукты на объектах информатизации (за исключением государственных секретов) государственных органов и организаций в обязательном порядке подлежат аттестации и экспертизе в Центре.
Национальному агентству проектного управления при Президенте Республики Узбекистан обеспечить выдачу заключений по техническим заданиям на информационно-коммуникационные технологии, аппаратные средства и программные продукты, средства защиты и иные технические средства после обязательного согласования с Центром.
11. Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций и Государственному комитету Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции на безвозмездной основе передать на баланс:
Государственной инспекции транспортные средства и иное имущество, закрепленное за Инспекцией по контролю в сфере связи, информатизации и телекоммуникационных технологий при Министерстве по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан;
Центра технические и транспортные средства, а также иное имущество, закрепленное за Центром информационной безопасности и содействия в обеспечении общественного порядка Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан, за исключением имущества, предназначенного для реализации проекта «Безопасный город».
12. Разместить Государственную инспекцию и Центр в здании, расположенном по адресу: город Ташкент, улица Дурмон йули, дом 31, на праве оперативного управления.
13. Рекомендовать:
АК «Узбектелеком» обеспечить Центр необходимыми средствами связи и высокоскоростным выходом в сеть Интернет;
АО «Узбекэнерго» обеспечить выделенное Центру здание бесперебойным энергоснабжением с обязательным его резервированием.
14. Освободить Центр от уплаты таможенных платежей (за исключением сборов за таможенное оформление) на ввозимые для обеспечения государственной безопасности в информационной сфере современные информационно-коммуникационные технологии, компьютерную технику, программные продукты, аппаратно-программные комплексы, учебное и лабораторное оборудование, запасные части, комплектующие и радиодетали.
15. Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций совместно с Министерством юстиции Республики Узбекистан и заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок:
внести проект постановления Президента Республики Узбекистан об организации деятельности Центра оказания содействия общественному порядку «Безопасный город» Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан;
внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления;
привести принятые ими ведомственные акты в соответствие с настоящим постановлением Президента Республики Узбекистан.
16. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Председателя Службы государственной безопасности Республики Узбекистан Абдуллаева И. Б.
Президент Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев