12.06.2018
Постановление Президента Республики Узбекистан
За истекший период проведена последовательная и системная работа по совершенствованию системы органов записи актов гражданского состояния (далее – ЗАГС), оказывающих государственные услуги по регистрации таких важнейших событий и фактов, как рождение, смерть, вступление в брак, расторжение брака.
Вместе с тем положение дел в данной сфере свидетельствует о наличии ряда системных проблем и недостатков, препятствующих созданию эффективных механизмов по всестороннему и качественному оказанию государственных услуг населению. В частности:
во-первых, отсутствует специальный закон, определяющий статус, задачи и полномочия органов ЗАГС, а также четкое разграничение основных задач и функций уполномоченных государственных органов и организаций в данной сфере;
во-вторых, низкий уровень внедрения инновационных и информационно-коммуникационных технологий в деятельность органов ЗАГС, сохраняющиеся стереотипы бумажного документооборота приводят к необоснованным финансовым расходам, увеличению времени ожидания граждан и образованию очередей и, как следствие, в отдельных случаях к фактам коррупции и бюрократизма;
в-третьих, отсутствие должного межведомственного взаимодействия между органами ЗАГС и органами внутренних дел, здравоохранения, опеки и попечительства, самоуправления граждан и образовательными учреждениями не обеспечивает эффективный мониторинг за безусловной и своевременной регистрацией рождения и смерти, а также предотвращение заключения брака без соответствующей регистрации и предупреждения разводов;
в-четвертых, не сформирован эффективный механизм контроля, особенно дистанционного, за качеством и оперативностью оказания государственных услуг, надлежащим выполнением сотрудниками органов ЗАГС своих функциональных обязанностей, отсутствует прозрачный механизм оценки их деятельности;
в-пятых, отсутствие широкой и системной практики оказания выездных государственных услуг по регистрации актов гражданского состояния, значительные транспортные расходы для прибытия в органы ЗАГС из отдаленных и труднодоступных районов, недостаточный уровень правовых знаний и правовой культуры населения приводят к высоким рискам оставления факта рождения детей без соответствующей регистрации, что может негативно сказаться на реализации социально-экономических прав детей, закрепленных в Конституции и законах Республики Узбекистан, в том числе прав на бесплатное медицинское обслуживание и образование.
В соответствии со Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах и в целях повышения роли и значимости органов ЗАГС в защите прав и законных интересов граждан, а также улучшения качества предоставляемых населению государственных услуг:
1. Определить основными направлениями государственной политики в сфере дальнейшего реформирования института записи актов гражданского состояния:
первое – обеспечение защиты личных и имущественных прав граждан путем полномасштабной регистрации в компетентных органах таких событий и фактов, как рождение, смерть, вступление в брак и расторжение брака, изменение фамилии, имени и отчества;
второе – проведение широкой работы по правовой пропаганде, направленной на повышение правосознания населения, правовой культуры и укрепление законности в обществе, уделив особое внимание на последствия оставления без регистрации важнейших юридических фактов;
третье – активное участие органов ЗАГС в комплексных мерах, проводимых по укреплению института семьи, подготовке молодежи к семейной жизни и предупреждению семейных разводов;
четвертое – ускоренное внедрение инновационных и информационно-коммуникационных технологий в деятельность органов ЗАГС, направленное на упрощение процедуры оказания государственных услуг населению, в том числе без посещения уполномоченных государственных органов и организаций, повышение качества и оперативности услуг, формирование единого электронного архива актов гражданского состояния с возможностью получения архивных справок и информации по принципу экстерриториальности;
пятое – эффективное взаимодействие органов, осуществляющих регистрацию актов гражданского состояния, с органами государственной власти на местах, внутренних дел, здравоохранения, опеки и попечительства, самоуправления граждан и образовательными учреждениями по выявлению юридических фактов гражданского состояния и своевременной их регистрации;
шестое – использование гибких и удобных методов оказания государственных услуг посредством расширения межведомственного электронного взаимодействия, в том числе с выездом в отдаленные населенные пункты («мобильные государственные услуги»), направленных на искоренение бюрократизма и проявлений коррупции в данной сфере;
седьмое – обеспечение доступности и прозрачности процедур оказания органами ЗАГС государственных услуг, внедрение новых форм контроля, в том числе дистанционного, за соблюдением их сотрудниками правил профессиональной этики и функциональных обязанностей, качеством и оперативностью регистрации актов гражданского состояния, правильностью исчисления и взыскания сумм государственной пошлины и других платежей;
восьмое – оптимизацию ставок государственной пошлины, гербовых сборов и тарифов на оказание платных услуг органами ЗАГС, имея в виду повышение доступности населения к государственным услугам.
2. Принять к сведению, что в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 13 апреля 2018 года № УП–5415 «О мерах по коренному совершенствованию деятельности органов и учреждений юстиции в реализации государственной правовой политики» с 1 июля 2018 года органы ЗАГС передаются в ведение хокимиятов районов (городов) с возложением функций по координации правоприменительной практики, методическому обеспечению деятельности органов ЗАГС, ведению информационной системы «Единый электронной архив ЗАГС» и руководству архивами ЗАГС на Агентство государственных услуг при Министерстве юстиции Республики Узбекистан.
3. Установить, что в соответствии с распределением обязанностей и сфер ответственности:
хокимы районов (городов) осуществляют общее руководство деятельностью отделов ЗАГС и домов бракосочетания (далее – отделы ЗАГС), укрепление материально-технической базы, оплату труда и материальное стимулирование их работников;
заместители хокимов районов (городов) – председатели комитетов женщин районов (городов) несут персональную ответственность за принятие мер по укреплению семьи, предупреждению разводов, своевременной регистрации рождения и брака, пропаганде и просвещению;
директор Агентства государственных услуг при Министерстве юстиции Республики Узбекистан несет ответственность за эффективную координацию правоприменительной практики, методическое обеспечение деятельности отделов ЗАГС, техническое обеспечение и ведение информационной системы «Единый электронный архив ЗАГС», а также руководство архивами ЗАГС;
заведующие отделами ЗАГС районов (городов) несут персональную ответственность за законность произведенных записей актов гражданского состояния.
4. Утвердить Программу комплексных мер по дальнейшему совершенствованию системы регистрации актов гражданского состояния согласно приложению № 1.
5. Отменить с 1 июля 2018 года взимание государственной пошлины за:
нотариальное удостоверение брачного договора и соглашения об уплате алиментов;
рассмотрение судами заявлений по установлению фактов признания (установления) отцовства, происхождения ребенка от данной матери, а также времени его рождения.
6. Сохранить действующий порядок обеспечения органов ЗАГС, консульских учреждений Республики Узбекистан за рубежом и сходов граждан бланками гербовых свидетельств строгой отчетности со стороны Министерства юстиции Республики Узбекистан.
7. Определить, что с 1 июля 2018 года:
40 процентов средств, поступающих от гербового сбора на специальный казначейский счет Министерства юстиции Республики Узбекистан, а также платные услуги, оказываемые отделами ЗАГС, направляются на специально создаваемые казначейские лицевые счета Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и г. Ташкента, и используются исключительно на мероприятия по укреплению материально-технической базы, выплате ежемесячных надбавок за выслугу лет и доплат за классные чины работников отделов ЗАГС, а также на их материальное стимулирование (персональные надбавки до 100 процентов от должностного оклада и премии);
использование поступающих на специально создаваемые казначейские лицевые счета средств осуществляется Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г. Ташкента в порядке, определяемом Министерством юстиции и Министерством финансов Республики Узбекистан.
8. Министерству здравоохранения и Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами:
начиная с 1 января 2019 года наладить с органами ЗАГС электронный обмен сведениями о рождении и смерти, а также внедрение единого порядка выдачи унифицированной электронной справки о рождении и смерти с идентификационным уникальным кодом;
до 1 января 2019 года создать автоматизированную информационную систему учета женщин фертильного возраста и ведения беременности с ранних стадий до рождения ребенка и обеспечить ее интеграцию с информационной системой «Единый электронный архив ЗАГС».
9. Секретно.
10. Определить, что:
Министерство юстиции Республики Узбекистан до 1 июля 2018 года обеспечивает в установленном порядке передачу на безвозмездной основе хокимиятам районов (городов) части зданий и сооружений, используемых отделами ЗАГС, а также принадлежащих им оборудования, инвентаря, документации и иного имущества;
часть передаваемых зданий и сооружений, используемых отделами ЗАГС, сохраняется за органами юстиции для использования в собственных целях;
дальнейшее использование в других целях и отчуждение зданий и сооружений отделов ЗАГС, переданных хокимиятам районов (городов), разрешается только по согласованию с Агентством государственных услуг при Министерстве юстиции Республики Узбекистан.
11. Образовать территориальные комиссии по выявлению незарегистрированных случаев рождения, смерти и обеспечению их последующей регистрации в органах ЗАГС во главе с хокимами районов (городов) по типовому составу согласно приложению № 2.
Территориальным комиссиям:
до 1 июля 2019 года провести сплошную инвентаризацию на предмет выявления незарегистрированных фактов рождения, смерти с обеспечением по ее итогам адресной регистрации фактов рождения, смерти в соответствии с законодательством;
в своей деятельности обратить особое внимание на выявление детей, не имеющих свидетельства о рождении, руководствуясь при этом благородными идеями «Ни один ребенок не должен остаться без регистрации» и «Регистрация рождения – правовая основа реализации прав детей и предотвращения безгражданства».
12. Агентству государственных услуг при Министерстве юстиции Республики Узбекистан:
завершить до 1 января 2022 года оцифровку записей актов гражданского состояния, хранящихся в органах ЗАГС, формирование единого электронного архивного фонда ЗАГС для дальнейшей интеграции с информационной системой «Единый электронный архив ЗАГС»;
заключить договоры подряда с юридическими лицами на выполнение работ по введению сведений записей актов в информационную систему «Единый электронный архив ЗАГС» в органах ЗАГС;
совместно с Центральным банком и Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан с 1 сентября 2018 года реализовать меры по полноценному внедрению механизма осуществления электронных платежей (биллинг) при оплате государственной пошлины, гербовых сборов и иных платежей;
совместно с Государственным центром персонализации при Кабинете Министров и Министерством внутренних дел Республики Узбекистан, начиная с 1 января 2019 года внедрить практику присвоения персонального идентификационного номера физического лица новорожденным при регистрации свидетельства о рождении ребенка.
13. Освободить сроком до 1 июля 2021 года от таможенных платежей (за исключением таможенных сборов) сканирующие устройства, серверное и иное оборудование и запасные части, комплектующие изделия, не производимые в Республике Узбекистан, ввозимые для оцифровки актов гражданского состояния, создания системы электронного межведомственного взаимодействия, по перечням, формируемым в установленном порядке.
14. Кабинету Министров Республики Узбекистан в двухнедельный срок принять постановление об утверждении:
положений об органах ЗАГС и классных чинах работников отделов ЗАГС;
разрядов и тарифных коэффициентов по оплате труда по ЕТС работников отделов ЗАГС;
размеров ежемесячных надбавок за выслугу лет работникам отделов ЗАГС, имеющим классные чины;
размеров доплат к должностным окладам работников отделов ЗАГС за классные чины.
15. Министерству юстиции Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения
об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
16. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н., первого заместителя Государственного советника Президента Республики Узбекистан Мавлонова Б.М. и министра юстиции Республики Узбекистан Давлетова Р.К.
Президент Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев