05.06.2018
Постановление Президента Республики Узбекистан
За последние годы в стране принимаются широкомасштабные меры по созданию системы высшего образования, соответствующей приоритетным направлениям социально-экономического развития и требованиям международных стандартов.
Создание новых высших образовательных учреждений в регионах, открытие современных направлений образования и специальностей по подготовке кадров, а также заочных и вечерних отделений, увеличение квот приема в высшие образовательные учреждения являются важными реформами в этом направлении.
Вместе с тем сохраняется ряд проблем, препятствующих повышению качества образования в высших образовательных учреждениях, обеспечению активного участия данных учреждений в осуществляемых в республике широкомасштабных реформах, преобразованиях в социальной и экономической сферах, в частности:
первое, процесс организации обучения в системе высшего образования, система оценки знаний обучающихся студентов не соответствуют современным требованиям;
второе, отсутствие современной системы оценки деятельности, знаний и педагогических навыков профессорско-преподавательского состава отрицательно влияет на качество образования;
третье, вопросы вступительных тестовых испытаний не позволяют определить способность абитуриента к логическому мышлению, что создает проблемы при приеме талантливой молодежи в высшие образовательные учреждения;
четвертое, отсутствие эффективного общественного контроля за образовательным процессом в высших образовательных учреждениях приводит к сохранению множества проблем, прежде всего случаев коррупции в данной сфере;
пятое, незаметны участие и инициативность высших образовательных учреждений в осуществляемых в стране широкомасштабных и системных преобразованиях, их деятельность в данном направлении все еще остается неудовлетворительной;
шестое, не налажена работа по обеспечению активного участия высших образовательных учреждений в разъяснении населению, широкой общественности сути и содержания осуществляемых в республике коренных реформ через средства массовой информации;
седьмое, высшие образовательные учреждения не превращены в центры для обмена мнениями об инновационных и технологических идеях, не созданы необходимые условия для проявления инициативности профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов по системному изучению, анализу и внесению предложений по решению имеющихся проблем и недостатков в соответствующих сферах.
В целях коренного совершенствования качества образования в высших образовательных учреждениях, обеспечения их активного участия в осуществляемых в стране широкомасштабных реформах, а также последовательной реализации задач, определенных в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах:
1. Согласиться с предложениями Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан, министерств и ведомств, имеющих в своем ведении высшие образовательные учреждения:
о внедрении с 2018/2019 учебного года бакалавриата со сроком обучения не менее трех лет и магистратуры со сроком обучения не менее одного года по отдельным направлениям образования, предусмотрев при этом организацию подготовки специалистов в магистратуре на основе специализированных программ по производственным (практическим) (не менее одного года) и научно-педагогическим (не менее двух лет) направлениям;
о приеме с 2018/2019 учебного года в бакалавриат высших образовательных учреждений иностранных граждан вне квот приема путем собеседования, без сдачи тестовых испытаний.
2. Министерству иностранных дел обеспечить оформление в установленном порядке на основании визовых заявок Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан, министерств и ведомств, имеющих в своем ведении высшие образовательные учреждения, въездные визы для иностранных граждан, изъявивших желание поступить в высшие образовательные учреждения, без взимания консульских и иных сборов.
3. Внедрить с 2018/2019 учебного года порядок, в соответствии с которым базовые (ведущие) высшие образовательные учреждения исходя из потребностей заказчиков кадров самостоятельно разрабатывают и утверждают по согласованию с Министерством высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан учебные планы и программы по соответствующим направлениям образования и специальностям.
4. Министерству высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан совместно с министерствами и ведомствами, имеющими в своем ведении высшие образовательные учреждения:
а) в двухмесячный срок разработать и утвердить в установленном порядке Положение о системе контроля и оценки знаний студентов в высших образовательных учреждениях, обратив при этом основное внимание на:
приведение системы и критериев оценки в соответствие с этапами системы непрерывного образования;
внедрение современных, прозрачных и справедливых (автоматизированных, портфолио, тестовых испытаний, творческих работ, антиплагиатных и др.) методов оценки знаний студентов с учетом особенностей направлений образования, в том числе исключающих участие педагога, преподававшего по определенному предмету, в процессе итогового контроля;
определение количества предметов, по которым допускается пересдача студентами с академической задолженностью по итогам семестра, и изменение срока их пересдачи;
б) в срок до 1 декабря 2018 года разработать и утвердить в установленном порядке проект соответствующего нормативно-правового акта по дальнейшему совершенствованию порядка проведения итоговой государственной аттестации выпускников высших образовательных учреждений;
в) в срок до 1 марта 2019 года принять соответствующие меры по определению конкретных механизмов внедрения начиная с 2019/2020 учебного года в высших образовательных учреждениях принципа «уровень успеваемости студента – основной критерий оценки деятельности профессоров и преподавателей». При этом предусмотреть меры вплоть до расторжения трудового договора с преподавателями, не отвечающими требованиям данного принципа;
г) в целях предотвращения траты рабочего времени профессоров и преподавателей на работы, не свойственные учебному процессу, ориентации их деятельности на более активную работу со студентами, в том числе внедрения системы «наставник – студент», начиная с 2018/2019 учебного года разработать и утвердить в установленном порядке новые механизмы «норм времени» профессоров и преподавателей с учетом учебных нагрузок.
5. Запретить привлечение профессоров и преподавателей высших образовательных учреждений к собраниям и другим мероприятиям, не связанным с их задачами и направлениями деятельности.
Строго предупредить руководителей государственных органов и организаций, хокимов всех уровней о персональной ответственности за нарушение данного требования, вплоть до освобождения от занимаемой должности.
6. В целях внедрения эффективного общественного контроля во всех высших образовательных учреждениях организовать общественные советы, состоящие из студентов, родителей, активистов Союза молодежи в высших образовательных учреждениях, заказчиков кадров, профессоров и преподавателей, а также представителей институтов гражданского общества.
Основными задачами общественных советов определить:
установление системного мониторинга за качеством образования, знанием и педагогическим мастерством профессоров и преподавателей, условиями, созданными для студентов;
представление высшим образовательным учреждениям рекомендаций по кандидатурам, принимаемым на работу в профессорско-преподавательский состав;
рассмотрение обращений студентов, проведение социологических опросов в целях тщательного изучения мнений студентов о педагогических кадрах;
подготовку предложений по совершенствованию образовательного процесса в высшем образовательном учреждении и внесение их на обсуждение соответствующего совета учреждения.
Определить, что организационное обеспечение деятельности общественного совета осуществляется лидером Союза молодежи в высшем образовательном учреждении.
Министерству высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан совместно с министерствами и ведомствами, имеющими в своем ведении высшие образовательные учреждения, в двухмесячный срок разработать и утвердить Типовое положение о порядке организации деятельности общественных советов при высших образовательных учреждениях.
7. Установить, что начиная с 1 сентября 2018 года:
прием на работу в профессорско-преподавательский состав высших образовательных учреждений осуществляется на основании рекомендации расширенного открытого заседания соответствующей кафедры с участием педагогических кадров и членов общественного совета по результатам испытательного занятия, проведенного на данном заседании;
внедряется практика организации обучения студентов на основании соглашений и совместных образовательных программ между высшими образовательными учреждениями Узбекистана и зарубежных стран и выдачи им взаимно признаваемых дипломов.
8. Государственному центру тестирования при Кабинете Министров Республики Узбекистан совместно с Министерством высшего и среднего специального образования, Министерством народного образования в срок до 1 января 2019 года:
пересмотреть методику подготовки тестовых вопросов вступительных экзаменов в высшие образовательные учреждения на основе передового зарубежного опыта и внести в установленном порядке в Кабинет Министров предложения по их совершенствованию;
разработать и внести в установленном порядке в Кабинет Министров порядок присвоения абитуриентам, имеющим сертификаты ведущих международных экзаменационных систем (TOEFL, IELTS, CEFR, SAT General, SAT Subject и других), максимального количества баллов по соответствующим предметам с освобождением их от тестовых испытаний по данным предметам.
9. Возложить на Министерство высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан, министерства и ведомства, имеющие в своем ведении высшие образовательные учреждения, следующие дополнительные задачи:
организацию системной работы по повышению участия и инициативности высших образовательных учреждений в осуществляемых в стране широкомасштабных реформах;
обеспечение доведения высшими образовательными учреждениями через телевидение и другие средства массовой информации до широких слоев населения сути и значения происходящих преобразований и осуществляемых кардинальных реформ в жизни государства и общества;
обеспечение активного участия высших образовательных учреждений в широком обсуждении проектов нормативно-правовых актов и программ, направленных на ускоренное развитие регионов, отраслей экономики и социальных сфер;
создание необходимых условий для всестороннего развития и поддержки инновационных и технологических идей, принятие конкретных мер по повышению инициативности профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов в разработке инновационных технологий;
регулярное проведение с руководителями, ведущими специалистами отраслей экономики и социальных сфер, активными предпринимателями семинаров и «круглых столов» по актуальным вопросам, проведение научно-практических исследований, направленных на решение проблем, возникающих в их деятельности;
определение комплексных мер по повышению ответственности руководства высших образовательных учреждений в вопросах активного участия в процессе реформирования страны, обеспечение разработки и утверждения для каждого ректора и проректора отдельных «дорожных карт» в данном направлении, осуществление контроля за их исполнением.
10. Установить, что:
вместо должности проректора по духовно-просветительской работе высших образовательных учреждений вводится должность проректора по работе с молодежью, задача по координации деятельности проректоров по работе с молодежью возлагается на Службу по вопросам молодежной политики аппарата Президента Республики Узбекистан;
министр высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан, руководители министерств и ведомств, имеющих в своем ведении высшие образовательные учреждения, не менее одного раза в месяц проводят критическое обсуждение результатов деятельности ректоров и проректоров соответствующих высших образовательных учреждений, министр инновационного развития – проректоров по научной работе и инновациям всех высших образовательных учреждений на предмет выполнения задач, определенных в их «дорожных картах»;
на заседаниях Кабинета Министров ежегодно обсуждаются отчеты министра высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан, руководителей министерств и ведомств, имеющих в своем ведении высшие образовательные учреждения, по обеспечению активного участия соответствующих высших образовательных учреждений в осуществляемых в стране широкомасштабных реформах;
Кабинет Министров Республики Узбекистан по результатам обсуждения рассматривает вопрос о соответствии или несоответствии занимаемой должности ректоров высших образовательных учреждений;
при оценке эффективности деятельности ректоров высших образовательных учреждений учитываются широкое привлечение к учебному процессу высококвалифицированных зарубежных ученых, преподавателей и специалистов, а также их инициативность в открытии в Республике Узбекистан филиалов ведущих зарубежных высших образовательных учреждений.
11. Министерству высшего и среднего специального образования совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок разработать и внести в установленном порядке в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект программы мер, направленных на привлечение студентов высших образовательных учреждений к научной деятельности и формирование у них инновационного мышления, предусматривающей:
организацию в каждом высшем образовательном учреждении «Группы молодых экспертов» в целях формирования новых идей и инициатив;
организацию учебных занятий путем внедрения обучающих технологий и интерактивных методов, направленных на формирование у студентов инновационно-ориентированного мышления, обратив при этом основное внимание на механизмы самостоятельного получения студентами образования;
организацию в каждом высшем образовательном учреждении отдельных групп для наиболее одаренных студентов, отобранных в течение 1-го курса (численность студентов в данных группах определяется высшим образовательным учреждением), обучение их со 2-го курса на основе специальных учебных планов и программ, внедрение системы подготовки квалифицированных кадров для кафедр высших образовательных учреждений путем целевого приема студентов данной категории в магистратуру.
12. Учредить нагрудный знак «Лидер инновационных идей», вручаемый молодым ученым и студентам, а также инициативным гражданам за достойный вклад в развитие инновационных идей и технологий в стране.
Министерству инновационного развития, Союзу молодежи Узбекистана совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в установленном порядке в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект решения Правительства об утверждении Положения о нагрудном знаке «Лидер инновационных идей».
13. Утвердить «Дорожную карту» по повышению качества образования в высших образовательных учреждениях и обеспечению их активного участия в осуществляемых в стране широкомасштабных реформах согласно приложению.
14. Министерству высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан, министерствам и ведомствам, имеющим в своем ведении высшие образовательные учреждения, совместно с Национальной телерадиокомпанией Узбекистана, Национальным информационным агентством Узбекистана в месячный срок разработать и утвердить годовой план-график каждого высшего образовательного учреждения по организации выступлений по разъяснению на телевидении и в других средствах массовой информации сути и значения осуществляемых в стране широкомасштабных реформ.
15. Согласиться с предложениями Министерства высшего и среднего специального образования и Министерства финансов Республики Узбекистан о:
создании в структуре Министерства высшего и среднего специального образования Информационной службы с выделением дополнительно 2 штатных единиц, финансируемых за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан;
введении в структурах высших образовательных учреждений должности пресс-секретаря с выделением дополнительно по 1 штатной единице, финансируемой за счет их внебюджетных средств.
16. Кабинету Министров Республики Узбекистан в месячный срок:
а) принять постановление Правительства, предусматривающее:
обеспечение высших образовательных учреждений современной учебной, учебно-методической и научной литературой, периодическими журналами, постоянное обновление фондов информационно-ресурсных центров;
создание широких возможностей для покупки передовой зарубежной учебной и научной литературы и журналов, перевод новейшей зарубежной литературы и внедрение ее в учебный процесс;
б) утвердить Положение о порядке проведения квалификационной практики студентов высших образовательных учреждений.
17. Министерству высшего и среднего специального образования совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан:
а) в месячный срок разработать и утвердить меры по:
созданию условий для доступа высших образовательных учреждений к международным базам научно-технической информации, широкому опубликованию научных результатов работы профессоров и преподавателей на международном уровне, обеспечению поэтапного достижения ведущими республиканскими научными журналами высокого импакт-фактора;
оптимизации процессов управления в системе высшего образования на основе информационно-коммуникационных технологий, интеграции существующих информационных систем, внедрению эффективных систем подготовки аналитических данных;
б) в срок до 1 января 2019 года разработать и внести в установленном порядке в Кабинет Министров меры по поэтапному созданию системы приема документов абитуриентов в электронной форме.
18. Министерству высшего и среднего специального образования совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из данного постановления.
19. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан А. Н. Арипова, Государственного советника Президента Республики Узбекистан Р. С. Касымова, Генерального прокурора Республики Узбекистан О. Б. Муродова и министра высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан И. У. Маджидова.
Президент Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев