18.05.2018
Постановление Президента Республики Узбекистан
В стране последовательно реализуется политика в области обеспечения охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, а также улучшения санитарной и экологической обстановки регионов.
В частности, за короткий период проведена значительная работа по совершенствованию инфраструктуры системы обращения с бытовыми отходами, созданию кластеров по комплексному обращению с бытовыми отходами общей мощностью переработки бытовых отходов более миллиона тонн в год. Принятые меры позволили увеличить охват населения услугами по санитарной очистке более чем в десять раз.
Вместе с тем, созданию благоприятных условий для обеспечения экологической безопасности, а также формированию необходимого уровня санитарного состояния населенных пунктов препятствуют отдельные системные проблемы, среди которых:
во-первых, недостаточный уровень внедрения государственно-частного партнерства в области обращения с бытовыми отходами, приводящий к неудовлетворительному состоянию соответствующей инфраструктуры и необеспечению полного охвата услугами населенных пунктов;
во-вторых, не отвечающее современным требованиям состояние использования имеющихся вторичных материальных ресурсов, а также система переработки бытовых отходов, приводящие к нерациональному использованию природных ресурсов;
в-третьих, чрезмерное использование и распространение материалов из полимерной пленки, являющееся причиной засорения населенных пунктов, а также отсутствие системы использования альтернативных биоразлагаемых материалов;
в-четвертых, неэффективность системы реагирования на правонарушения в области охраны окружающей среды и устранения их последствий, порождающая чувство безнаказанности за совершаемые незаконные действия, в том числе загрязнение окружающей среды;
в-пятых, отсутствие современных инновационных и информационно-коммуникационных технологий в сфере, позволяющих реально оценить санитарно-экологическое состояние страны.
В целях дальнейшего развития системы обращения с бытовыми отходами, повышения уровня обеспеченности населения качественными услугами санитарной очистки, а также задействования имеющегося потенциала в решении экологических проблем:
1. Принять к сведению, что постановлением Президента Республики Узбекистан от 21 апреля 2017 года № ПП–2916 Государственному комитету Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды (далее – Госкомэкологии) поручено предусмотреть дальнейшее расширение участия субъектов предпринимательства в процессе организации сбора, транспортировки, утилизации, переработки, захоронения и реализации отходов.
2. Одобрить предложение Госкомэкологии о привлечении субъектов предпринимательства к деятельности по оказанию услуг по сбору и вывозу бытовых отходов на основе государственно-частного партнерства путем создания благоприятных условий для инвестирования в данную сферу.
3. Установить, что с 1 августа 2018 года:
территории районов и городов (далее – территории) закрепляются за субъектами предпринимательства для осуществления деятельности по сбору и вывозу бытовых отходов на основе государственно-частного партнерства с условиями по обеспечению надлежащей чистоты в мусоросборочных пунктах и на прилегающей территории, а также самостоятельного осуществления сортировки бытовых отходов;
закрепление территорий за субъектами предпринимательства в рамках государственно-частного партнерства для оказания услуг по сбору и вывозу бытовых отходов производится исключительно на конкурсной основе посредством электронного аукциона через единую электронную торговую площадку «E-IJRO AUKSION» начиная с нулевой ставки;
предоставление услуг физическим лицам по сбору и вывозу бытовых отходов осуществляется на основе публичных договоров.
Определить, что:
в случае, если конкурс по закреплению за субъектами предпринимательства территорий для оказания услуг по сбору и вывозу бытовых отходов признан не состоявшимся, соответствующая территория закрепляется за ГУП «Тоза худуд» или ГУП «Махсустранс» без проведения конкурса;
Госкомэкологии осуществляет координацию мероприятий по реализации инвестиционных проектов, направленных на привлечение инвестиций в сферу обращения с бытовыми отходами.
4. Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан и Госкомэкологии совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г. Ташкента, другими заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок обеспечить:
разработку и внедрение автоматизированной информационной системы по выполнению процедур сбора и согласования с уполномоченными организациями материалов по закреплению за субъектами предпринимательства территорий для оказания услуг по сбору и вывозу бытовых отходов, а также ее интеграцию с единой электронной торговой площадкой «E-IJRO AUKSION»;
организацию закрепления за субъектами предпринимательства территорий для оказания услуг по сбору и вывозу бытовых отходов посредством проведения электронных аукционов на единой электронной торговой площадке «E-IJRO AUKSION».
5. Запретить с 1 января 2019 года:
бесплатную выдачу пакетов из полимерной пленки, включение их стоимости в стоимость реализуемого на территории Республики Узбекистан товара, а также их реализацию ниже себестоимости (за исключением пакетов, не имеющих ручек и являющихся неотъемлемой частью товаров);
производство на территории Республики Узбекистан пакетов из полимерной пленки, толщиной менее 40 микрон (за исключением пакетов из полимерной пленки, производимых для экспорта, не имеющих ручек и являющихся неотъемлемой частью товаров, реализуемых рулонами для использования в быту, а также из биоразлагаемых полимерных материалов);
ввоз на территорию Республики Узбекистан пакетов из полимерных пленок (код по ТН ВЭД 3923 21 000 0, 3923 29 100 0, 3923 29 000), за исключением пакетов, ввозимых физическими лицами для собственных нужд при транспортировке и упаковке товаров и личных вещей, а также транзитного перемещения товаров в опломбированных грузовых отсеках.
Госкомэкологии, Государственному налоговому комитету и Государственному таможенному комитету Республики Узбекистан установить жесткий контроль за соблюдением требований, установленных настоящим пунктом.
6. Госкомэкологии совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами с учетом зарубежного опыта и всестороннего общественного обсуждения в срок до 1 января 2020 года внести обоснованные предложения о целесообразности введения экологического сбора на группу производимых и импортируемых товаров, наносящих вред окружающей среде после утраты ими потребительских свойств.
7. Освободить сроком до 1 января 2023 года:
организации, осуществляющие деятельность в области обращения с бытовыми отходами, от сборов в Республиканский дорожный фонд при Кабинете Министров Республики Узбекистан при регистрации в органах Министерства внутренних дел Республики Узбекистан приобретаемых новых специальных автотранспортных средств отечественного производства;
ГУП «Тоза худуд» и ГУП «Махсустранс» от земельного налога и обязательных платежей в государственные целевые фонды (кроме единого социального платежа), с целевым направлением высвобождаемых средств на развитие их материально-технической базы;
от таможенных платежей (за исключением таможенных сборов) технологическое оборудование, запасные части, комплектующие изделия, сырье и материалы, не производимые в Республике Узбекистан, ввозимые для использования в технологическом процессе производства биоразлагаемых полимерных материалов для расфасовки и упаковки товаров, по перечням, утверждаемым в установленном порядке;
от таможенных платежей (за исключением таможенных сборов) специальную технику, технологическое оборудование, запасные части, комплектующие изделия, не производимые в Республике Узбекистан, ввозимые в рамках реализации проектов по созданию кластеров по комплексному обращению с бытовыми отходами, по перечням, утверждаемым в установленном порядке.
8. Одобрить предложения Национального банка внешнеэкономической деятельности и Центрального банка Республики Узбекистан:
об осуществлении реструктуризации кредитов, выданных в рамках реализации проектов по созданию кластеров по комплексному обращению с бытовыми отходами (далее – выданные кредиты), за счет иностранных кредитных линий, с заменой на национальную валюту и установлением процентной ставки в размере не выше ставки рефинансирования Центрального банка Республики Узбекистан;
об установлении сроков окончательных платежей за выданные кредиты в течение 7 лет с момента реструктуризации с соответствующим изменением графиков погашения кредитов;
о неприменении требований Центрального банка Республики Узбекистан по классификации качества активов в отношении выданных кредитов без отнесения задолженностей по кредитам на счета пересмотренных ссуд и создания резервов по ним.
9. Утвердить:
прогнозные параметры по дооснащению специальной техникой территориальных ГУП «Тоза худуд» за счет средств республиканского бюджета Республики Каракалпакстан и местных бюджетов областей в 2019 - 2021 годах согласно приложению № 1;
адресную программу по строительству мусоросборочных пунктов и оснащению их контейнерами за счет средств республиканского бюджета Республики Каракалпакстан и местных бюджетов областей на 2019 год согласно приложению № 2;
адресную программу по обустройству действующих полигонов ГУП «Тоза худуд» за счет средств республиканского бюджета Республики Каракалпакстан и местных бюджетов областей на 2020 год согласно приложению № 3.
Предоставить право Республиканской комиссии по координации и совершенствованию системы обращения с отходами вносить изменения в прогнозные параметры и адресные программы, предусмотренные в настоящем пункте.
10. Госкомэкологии:
а) совместно с Министерством экономики, Министерством финансов Республики Узбекистан в срок до 1 июля 2018 года внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан проекты:
Положения о порядке закрепления территорий за субъектами предпринимательства для оказания услуг по сбору и вывозу бытовых отходов;
типового публичного договора на оказание услуг физическим лицам по сбору и вывозу бытовых отходов;
б) совместно с Министерством внутренних дел Республики Узбекистан в срок до 1 августа 2018 года внести предложения, предусматривающие:
действенные механизмы привлечения к ответственности лиц за загрязнение территорий, усиление ответственности граждан и должностных лиц в области обращения с отходами;
требования к установлению в общественных местах контейнеров (урн) для сбора отходов, в том числе их типовые формы, а также обязательство организаций размещать вблизи или на прилегающей территории принадлежащих им зданий данные контейнеры (урны);
в) совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан в срок до 1 сентября 2018 года обеспечить:
создание специального веб-портала, позволяющего населению осуществлять общественный контроль за состоянием окружающей среды
с возможностью размещения фото- и видеоматериалов о правонарушениях в данной сфере и внедрения механизма оперативного реагирования уполномоченных органов по каждому сообщенному факту;
открытие на официальном веб-сайте Госкомэкологии страницы с указанием электронной карты расположения всех мусоросборочных пунктов в разрезе регионов страны с отражением населенного пункта, количества проживающего населения и имеющихся контейнеров, а также другой необходимой информации для реализации государственно-частного партнерства и общественного контроля в данной сфере.
11. Строго предупредить Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей, городов и районов о недопустимости привлечения специальных автотранспортных средств, принадлежащих организациям, осуществляющим деятельность в области обращения с бытовыми отходами, на не связанные с их деятельностью работы (сельскохозяйственные, строительные работы и др.).
12. Госкомэкологии совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
13. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н., первого заместителя Государственного советника Президента Республики Узбекистан Мавлонова Б.М. и председателя Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды Кучкарова Б.Т.
Президент Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев