12.05.2018
Указ Президента Республики Узбекистан
За последние годы в стране в качестве важнейшей составной части судебно-правовых реформ осуществлена значительная работа по повышению роли и значения адвокатуры, являющейся одним из эффективных институтов обеспечения защиты прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц.
Последовательно реализованы меры, направленные на организацию должного функционирования принципа состязательности сторон на всех стадиях судопроизводства, создана необходимая законодательная база для осуществления профессиональной деятельности адвокатов.
Вместе с тем анализ показывает, что адвокатура все еще не смогла превратиться в надежный правозащитный институт, пользующийся доверием у населения, имеется ряд факторов, препятствующих полной реализации прав адвокатов и не способствующих оказанию ими качественной юридической помощи. В их числе:
первое, отдельными работниками органов дознания и предварительного следствия допускается воспрепятствование доступу адвокатов к своим доверителям (подзащитным) по формальным причинам, действующие механизмы рассмотрения жалоб адвокатов в подобных ситуациях не обеспечивают эффективное предотвращение случаев воспрепятствования адвокатской деятельности;
второе, запросы адвокатов, направляемые в различные организации для эффективной защиты прав и интересов физических и юридических лиц, во многих случаях игнорируются, прежде всего должностными лицами государственных органов, не определены конкретный порядок и сроки рассмотрения запроса адвоката, ответственность за представление заведомо ложной или недостоверной информации;
третье, роль Палаты адвокатов Республики Узбекистан (далее – Палата адвокатов) в качестве защитника института адвокатуры сведена к минимуму, ее взаимодействие с адвокатами ограничивается сбором статистики и характеризуется излишней бюрократизацией;
четвертое, действующие организационно-правовые формы адвокатских структур не способствуют развитию конкуренции на рынке оказания юридических услуг, оказание юридических консультационных услуг не разграничено от адвокатской деятельности, что негативно влияет на развитие сферы;
пятое, система лицензирования адвокатской деятельности не учитывает разделение юридической практики на соответствующие сферы, что отрицательно влияет на специализацию адвокатской профессии;
шестое, допускается существенное административное воздействие при рассмотрении вопросов приостановления и прекращения действия адвокатской лицензии, вследствие чего подрывается самостоятельность и независимость адвокатуры;
седьмое, из-за недостаточной компетентности, недобросовестного отношения к своим профессиональным обязанностям часто встречаются факты нарушения адвокатами требований Правил профессиональной этики адвокатов, адвокатской тайны и присяги адвоката, что вызывает недовольство их доверителей (подзащитных).
В целях коренного совершенствования системы адвокатуры, повышения качества профессиональной юридической помощи и престижа профессии адвоката, а также полной реализации принципов равноправия и состязательности в судопроизводстве:
1. Определить, что с 1 июля 2018 года:
адвокат имеет право принимать меры по досудебному урегулированию споров, примирению сторон, а также выступать в качестве третейского судьи, за исключением случаев, когда адвокат является представителем одной из сторон;
срок обязательной стажировки в адвокатском формировании для получения лицензии на право занятия адвокатской деятельностью сокращается с шести до трех месяцев, при этом работники юридической службы государственных органов и организаций и лица, проработавшие в должности судьи, следователя или прокурора не менее трех лет, освобождаются от обязательной стажировки;
срок невыполнения адвокатом без уважительных причин своих профессиональных обязанностей, являющийся основанием для прекращения лицензии, продлевается с действующих трех до шести месяцев;
в случае вступления в законную силу обвинительного приговора суда о признании адвоката виновным в совершении преступления, судья в течение суток письменно информирует Министерство юстиции Республики Узбекистан и Палату адвокатов в установленном порядке;
действующие адвокаты и лица, вновь получившие статус адвоката, оказывают юридическую помощь на основании отдельной лицензии по каждой выбранной специализации, устанавливаемой Палатой адвокатов совместно с Министерством юстиции Республики Узбекистан. При этом действующим адвокатам переоформление лицензии осуществляется по выбранным ими специализациям с освобождением их от переаттестации и уплаты сборов;
прекращение действия лицензии в случаях систематического или однократного грубого нарушения адвокатом требований законодательства об адвокатуре, Правил профессиональной этики адвокатов, адвокатской тайны и присяги адвоката, совершения проступка, порочащего честь и достоинство адвоката и умаляющего авторитет адвокатуры, а также неустранения лицом, действие лицензии которого приостановлено, обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, в сроки, на которые приостановлено действие лицензии, осуществляется исключительно в судебном порядке по обращению Министерства юстиции Республики Узбекистан на основании заключения Высшей квалификационной комиссии;
срок для повторной сдачи квалификационного экзамена на приобретение статуса адвоката сокращается с одного года до шести месяцев.
2. Установить, что:
свидания адвокатов со своими подзащитными обеспечиваются своевременно и беспрепятственно в специальных комнатах, не имеющих устройств аудио- и видеонаблюдения, а также без присутствия посторонних лиц, при этом должна сохраняться визуальная видимость адвоката и подзащитного с исключением слышимости их беседы со стороны третьих лиц;
адвокат вправе беспрепятственно проносить в здания судов компьютерные, мобильные и иные коммуникационные устройства для осуществления своей профессиональной деятельности, за исключением закрытых судебных заседаний, в строгом соответствии со статьей 19 Уголовно-процессуального кодекса Республики Узбекистан. При этом использование указанных устройств внутри зданий судов не должно нарушать порядок проведения судебного процесса;
запросы адвокатов на получение справок, характеристик и иных документов или их копий, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи, из государственных и иных органов, а также предприятий, учреждений и других организаций должны исполняться в срок не более пятнадцати дней с момента получения запроса, за исключением сведений, содержащих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну;
адвокаты, учредившие адвокатские бюро, могут осуществлять свою деятельность в жилых помещениях, принадлежащих им на праве собственности или на другом законном основании, перевод указанных помещений в категорию нежилых для их использования в деятельности адвокатского бюро не требуется;
за несвоевременное представление, предоставление ложной или недостоверной информации по запросу адвоката виновные должностные лица привлекаются в установленном порядке к административной ответственности на основании прямого обращения адвоката в суд.
3. Согласиться с предложением Министерства юстиции Республики Узбекистан и Палаты адвокатов о расширении круга субъектов, оказывающих юридические консультационные услуги, путем установления с 1 августа 2018 года порядка, в соответствии с которым:
оказание юридических консультационных услуг может осуществляться коммерческими организациями без получения лицензии, в порядке, определяемом Кабинетом Министров Республики Узбекистан. При этом указанные организации не вправе заниматься представительством по гражданским, уголовным, экономическим и административным делам в судах;
адвокатские формирования оказывают юридические консультационные услуги в соответствии с Законом Республики Узбекистан «Об адвокатуре».
Министерству юстиции совместно с Палатой адвокатов в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект Положения об оказании юридических консультационных услуг коммерческими организациями, предусмотрев общие требования без прохождения разрешительных процедур.
4. Утвердить Программу комплексных мер по дальнейшему совершенствованию института адвокатуры согласно приложению.
5. Рекомендовать Палате адвокатов:
принять комплексные меры по переориентированию своей работы в соответствии с современными требованиями, целями и задачами настоящего Указа, обратив особое внимание на практическую реализацию гарантий деятельности адвокатуры, защиту прав адвокатских формирований и адвокатов, продвижение их законных интересов во взаимоотношениях с государственными органами;
создать при Палате адвокатов Комиссию по этике, осуществляющую разработку стандартов оказания квалифицированной юридической помощи и других стандартов адвокатской деятельности, дачу обязательных для территориальных управлений Палаты адвокатов, всех адвокатских формирований и адвокатов разъяснений по вопросам применения Правил профессиональной этики адвокатов, а также иные функции по обеспечению высоких стандартов адвокатской деятельности;
учредить квалификационные классы адвокатов, присваиваемые в зависимости от стажа работы в системе адвокатуры председателем Палаты адвокатов на основании заключения квалификационных комиссий;
принять меры по обеспечению открытости и гласности деятельности Палаты адвокатов, в том числе прозрачности ее финансово-экономической деятельности;
установить обновленный порядок и критерии автоматического определения адвокатского формирования для оказания юридической помощи подозреваемому, обвиняемому или подсудимому за счет государства, не допуская при этом возможности отбора одних и тех же адвокатов, а также вмешательства третьих лиц в этот процесс.
6. Министерству юстиции Республики Узбекистан по согласованию с Палатой адвокатов в трехмесячный срок принять меры по:
обеспечению прозрачности процесса проведения квалификационных экзаменов на приобретение статуса адвоката, в том числе с использованием возможности онлайн подачи необходимых документов, оптимизацией их перечня и трансляцией хода экзамена в режиме реального времени в сети Интернет;
развитию оказания бесплатной добровольной юридической помощи (pro bono) уязвимым слоям населения со стороны адвокатских формирований и адвокатов;
внедрению механизмов направления адвокатами запросов в государственные органы зарубежных стран для оказания качественной юридической помощи своим доверителям (подзащитным).
7. Установить, что:
проекты нормативно-правовых актов по вопросам, связанным с адвокатской деятельностью и судопроизводством, в обязательном порядке подлежат согласованию с Палатой адвокатов;
председатель Палаты адвокатов вправе участвовать на заседаниях Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан по обсуждению проектов законов и высказывать мнения по ним;
дисциплинарное производство в отношении адвокатов может возбуждаться только решением соответствующей квалификационной комиссии либо Высшей квалификационной комиссии.
8. Предупредить работников органов дознания и предварительного следствия о недопустимости воспрепятствования законной деятельности адвокатов в любых проявлениях, в том числе путем ограничения их доступа к своим доверителям (подзащитным).
Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан ужесточить прокурорский надзор за безусловным исполнением законов о гарантиях деятельности адвокатов с принятием самых строгих мер ответственности к виновным должностным лицам, прежде всего органов дознания и предварительного следствия.
9. Службе правового сопровождения реформ и координации правоохранительной деятельности аппарата Президента Республики Узбекистан совместно с Министерством юстиции Республики Узбекистан:
принять комплекс мер по изучению и обобщению практики нарушения прав и законных интересов адвокатов при оказании ими юридической помощи физическим и юридическим лицам, принятию совместно с правоохранительными органами мер ответственности в отношении должностных лиц, допускающих нарушения права на защиту физических и юридических лиц в уголовном и административном производстве, при разрешении гражданских и экономических споров;
периодически рассматривать состояние соблюдения прав и законных интересов адвокатов и вносить аналитические записки по обеспечению права на защиту физических и юридических лиц.
10. Министерству юстиции Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.
11. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н., Генерального прокурора Республики Узбекистан Муродова О.Б., первого заместителя Государственного советника Президента Республики Узбекистан Мавлонова Б.М.
Президент Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев