22.12.2017
Во Дворце симпозиумов в Ташкенте состоялось совместное заседание палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
В нем приняли участие Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев, члены Олий Мажлиса и правительства, представители аккредитованного в нашей стране дипломатического корпуса, работники отечественных и зарубежных средств массовой информации, а также, через видеоконференцсвязь, депутаты районных, городских и областных кенгашей народных депутатов, руководители органов исполнительной власти и хозяйственного управления всех уровней, представители негосударственных организаций и общественности, дипломаты Узбекистана в 33 странах.
На заседании было представлено Послание Президента парламенту, посвященное итогам основной работы, осуществленной в 2017 году, и наиболее приоритетным направления социально-экономического развития Республики Узбекистан в 2018 году.
Глава нашего государства отметил, что во многих развитых странах мира имеется практика обращения главы государства с Посланием к членам национального парламента по самым основным и актуальным политическим, социально-экономическим вопросам и вопросам демократического развития общества.
Такой демократический метод государственного управления сегодня чрезвычайно созвучен проводимым в Узбекистане широкомасштабным реформам, прежде всего, принципу диалога с народом, служит дальнейшему повышению эффективности нашей деятельности.
Следует отметить, что первые результаты проводимых в нашей стране широкомасштабных реформ сегодня находят свое яркое отражение в жизни наших соотечественников, все более возрастает социальная активность нашего народа, его уверенность в завтрашнем дне.
В 2017 году в экономической сфере сделаны соответствующие современным требованиям, новые по смыслу и содержанию первые шаги на пути реализации эффективных реформ. В частности, за короткое время задействован 161 крупный промышленный объект. Это позволит дополнительно произвести в следующем году продукцию на 1,5 триллиона сумов.
Введена свободная конвертация нашей национальной валюты. Создано свыше 336 тысяч новых рабочих мест.
Поэтапно обеспечивается реализация принятых программ по реформированию социальной сферы. Начата реализация проекта строительства доступного жилья на основе льготных ипотечных кредитов. В частности, в городах и селах было построено более 3,5 миллиона квадратных метров типового жилья и многоэтажных домов.
Построено 12 новых общеобразовательных школ, реконструированы 320, капитально отремонтированы 152 школы. Также возведены и реконструированы 107 дошкольных образовательных учреждений, капитально отремонтированы 195 детских садов. Учитывая большую роль и значение в жизни общества системы дошкольного образования организовано Министерство дошкольного образования. Восстановлено 11-летнее образование.
За счет вновь организованных институтов и филиалов количество высших образовательных учреждений достигло 81, филиалов в регионах – 15, филиалов зарубежных университетов – 7. В учреждениях высшего образования, исходя из потребностей в реальном секторе экономики, открыты заочные и вечерние отделения.
Усовершенствована система, укреплена материально-техническая база Академии наук Узбекистана, в его составе восстановлена деятельность ряда научно-исследовательских институтов и центров.
В целях повышения роли и авторитета творческих союзов в общественной жизни, укрепления их материально-технической базы были созданы Общественный фонд по поддержке творческих деятелей Узбекистана «Илхом», а также совместно с учреждениями культуры и искусства, крупными компаниями и банками – «Клубы друзей».
В 2017 году проделана большая работа и в сфере физического воспитания и спорта. В завершающемся году узбекские спортсмены достигли весомых результатов на различных соревнованиях по боксу, дзюдо, таэквандо, тяжелой атлетике, вольной борьбе, самбо. 2017 год стал яркой страницей в истории узбекского национального кураша. На прошедшем в сентябре в Туркменистане заседании Генеральной ассамблеи Азиатского олимпийского совета было принято решение о включении данного вида национального спорта в программу Азиатских игр.
За минувший период в сфере внешней политики достигнуты ощутимые результаты в деле развития дружеских и взаимовыгодных отношений с зарубежными государствами, в первую очередь, соседними странами. В 2017 году был совершен 21 визит на высшем уровне, проведены встреч с руководителями и представителями более 60 государств и международных организаций. В результате, достигнуто свыше 400 соглашений, подписаны торговые и инвестиционные договора на сумму почти 60 миллиардов долларов США.
В ходе заседания глава нашего государства предложил объявить новый – 2018 год Годом поддержки активного предпринимательства, инновационных идей и технологий в нашей стране. Участники мероприятия встретили это предложение бурными аплодисментами.
Затем Президент Шавкат Мирзиёев подробно остановился на приоритетных направлениях совершенствования системы государственного и общественного строительства, обеспечения верховенства закона и дальнейшего реформирования судебно-правовой системы, развития и либерализации экономики, развития социальной сферы, в сферах безопасности, обеспечения межнационального согласия и религиозной толерантности, а также во внешней политике в 2018 году.
Активное предпринимательство – это экономическое направление, когда бизнес-деятельность организуется на основе инновационных, то есть современных подходов, передовых технологий и методов управления. Под активными предпринимателями подразумеваются деловые люди, способные производить конкурентоспособную продукцию, самое важное, создающие новые рабочие места, приносящие пользу не только себе и своей семье, но и всему обществу.
Как отметил глава нашего государства, сегодня мы переходим на путь инновационного развития, направленного на коренное улучшение всех сфер жизни государства и общества. Это, конечно, неслучайно. Так как, в нынешнем стремительно развивающемся мире выигрывает только то государство, которое опирается на новаторство, новые идеи, инновации.
Поэтому новообразованное Министерство инновационного развития должно выполнять роль своеобразного локомотива в реализации важнейших проектов не только в экономической сфере, но и в жизни всего общества.
Говоря о приоритетных направлениях совершенствования системы государственного и общественного строительства, Президент Шавкат Мирзиёев отметил, что настало время разработки и принятия закона «О государственной службе».
В повышении эффективности реализуемых реформ особую роль должны играть парламент, депутаты и сенаторы. Однако из выдвинутых в течение года 136 законодательных инициатив лишь 27 относятся к депутатам, они в основном касаются внесения изменений и дополнений в действующие законы, исходя из указов и постановлений Президента. Деятельность парламента во многих случаях состоит из формальных официальных заседаний. В частности, сегодня множество недостатков накопилось в системе здравоохранения. Было бы целесообразным, если Законодательная палата основное внимание уделила решению проблем в данной системе, особенно, на местах. Как отметил глава нашего государства, целесообразной стала бы организация в Законодательной палате отдельного Комитета по вопросам здравоохранения, и обеспечение деятельности членов данного комитета в основном на местах.
Руководству Олий Мажлиса необходимо привлекать широкие народные массы к обсуждению законов, внедрять для этого современные информационно-коммуникационные технологии, в том числе создать специальные «площадки» в сети Интернет. В связи с этим, для выражения гражданами своего мнения по важным вопросам, касающимся жизни государства и общества, целесообразно организовать в Интернете специальную веб-страницу “Мое мнение”. Президент Шавкат Мирзиёев отметил также необходимость внедрения порядка внесения коллективного электронного обращения в качестве передового механизма демократии.
Актуальным вопросом остается планирование деятельности государственных органов, повышение их эффективности. Сегодня нет конкретного критерия, дающего возможность объективной оценки деятельности определенного ведомства за прошедший период. Поэтому министерства и ведомства, хокимияты всех уровней при определении прогнозных показателей должны наметить конкретные объемы и качественные показатели ожидаемых результатов в их деятельности. Необходимо пересмотреть принципы и механизмы взаимодействия органов государственного управления и Кабинета Министров.
Одной из самых тяжелых проблем является чрезмерная централизация функций и полномочий государства. Например, в настоящее время имеются 64 вида лицензий, из них 21 выдается Кабинетом Министров и 40 – центральными ведомствами. Три из данных лицензий относятся к полномочиям областных хокимиятов и всего лишь 1 – районных хокимиятов. С учетом этого Президент Шавкат Мирзиёев отметил необходимость отказаться от чрезмерной централизации государственного управления. Для этого необходимо передать множество полномочий от центральных государственных органов территориальным органам.
В реализуемых реформах в области построения свободного гражданского общества, защиты прав и свобод человека важная и заметная роль принадлежит негосударственным некоммерческим организациям. Однако, не заметно участие этих организаций в вопросах системного изучения проблем населения, их решении, особенно, в поддержке женщин, оказавшихся в сложном социальном положении, предупреждении правонарушений и преступности среди молодежи и женщин, их трудоустройстве. С целью устранения этих недостатков выдвинуто предложение о создании Консультативного совета по развитию гражданского общества при Президенте Республики Узбекистан, а также разработке закона «Об общественном контроле».
Средства массовой информации являются важным и действенным средством утверждения демократических принципов в жизни нашего общества. В связи с этим указано на необходимость организации Университета журналистики и средств массовой коммуникации.
Президент Шавкат Мирзиёев, говоря об обеспечении верховенства закона и дальнейшем реформировании судебно-правовой системы, выступил с инициативой о создании Комиссии по содействию обеспечению независимости судебной власти. Эта комиссия должна принимать меры по обобщению поступающих от людей обращений, рассматриваемых на непосредственных встречах и диалогах с населением вопросов, через парламентский запрос анализировать реальную ситуацию, совместно с Верховным судом и Высшим судейским советом принимать меры по решению проблем.
Отмечалась также необходимость организации Академии правосудия Республики Узбекистан, которая послужит делу подготовки квалифицированных судьей, действующих на высоком профессиональном уровне.
За минувший год проделана масштабная работа по коренному реформированию деятельности судов, прокуратуры, органов внутренних дел. Однако, исполнение принятого в этой области ряда документов не внедряется в жизнь полностью. Органы внутренних дел до сих пор не превратились в «народолюбивые органы внутренних дел». Недостаточной является деятельность прокуратуры по обеспечению верховенства закона в обществе. Судебные ведомства также не стали учреждениями, где в любом случае торжествует справедливость. Поэтому реформы в этой сфере будут решительно и последовательно продолжены и в будущем.
Органы Службы национальной безопасности все еще действуют на основе Положения, утвержденного правительством 26 лет назад. Отсутствие изменений в этом Положении в течение четверти века привело к безосновательному расширению полномочий данного ведомства. Поэтому, по мнению главы нашего государства, настало время реформирования деятельности органов Службы национальной безопасности. Президент Шавкат Мирзиёев предложил разработать и принять законы «О правоохранительных органах» и «О Службе национальной безопасности».
Говоря о приоритетных направлениях развития и либерализации экономики, глава государства отметил, что согласно данным Международного валютного фонда по объему валового внутреннего продукта на душу населения Узбекистан среди 187 стран занимает 134-ю позицию в мировом рейтинге. Между тем, Узбекистан обладает чрезвычайно богатыми природными ресурсами, большим экономическим потенциалом. Необходимо лишь рационально и эффективно использовать это богатство во имя интересов народа.
Серьезное проблемой остаются устаревшая система управления экономикой, несвоевременное внедрение эффективных механизмов по поддержке инновационных идей. Также препятствием на пути экономического развития являются технологическая отсталость, медлительность во внедрении источников альтернативной энергии.
Поэтому важное значение приобретает формирование программы инновационного обновления, подготовка кадров нового поколения, эффективно пользующихся инновациями и инвестициями, подготовка нового класса инвесторов. Для этого нужны сильная национальная идея, национальная программа технологического развития и модернизации внутреннего рынка Узбекистана.
В 2018 году в центре внимания будет находится развитие активного предпринимательства. Будут приняты необходимые меры по поддержке этой сферы, устранению преград и барьеров на пути ускоренного и устойчивого развития субъектов бизнеса.
Предоставление льгот некоторым предприятиям ограничивает свободную конкуренцию. Теперь мы откажемся от подобной практики. С целью создания равных условий для всех будет разработан и представлен на обсуждение широкой общественности проект Указа «О мерах по дальнейшему эффективному обеспечению продовольственной безопасности страны».
Сложность таможенных процедур является одним из основных факторов, препятствующих предпринимательству. Согласно расчетам Всемирного банка, по оформлению экспортно-импортных документов Узбекистан занимает 175-е место среди 190 государств. Для оформления таможенных документов в Бельгии достаточно 1 часа, у нас на это уходит целый месяц. В связи с этим, со следующего года будет внедрена система оповещения предпринимателей о рисках при таможенном осмотре, то есть, в зависимости от того, насколько добросовестны предприниматели, будет внедрен порядок их прохождения по «зеленому» и «красному» коридору.
Вместе с тем, необходимо усилить борьбу с незаконными проверками, безосновательным вмешательством в деятельность частного бизнеса. В этих целях будет в корне пересмотрена система проверки деятельности субъектов предпринимательства. Будет осуществлен переход на электронную систему выдачи разрешений на проведение проверки и контроль за этим будет возложен на Генеральную прокуратуру. Проверка финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства будет приостановлена на 2 года.
Будет продолжена работа по передаче пустующих объектов государственной собственности частному сектору на основе партнерства. Будет установлен единый порядок предоставления земельных участков, в том числе, для предпринимателей через электронные торги и аукционы в сети Интернет, с 2018 года будет организована электронная система реализации государственных активов через электронные торговые площадки.
В развитии экономики огромную роль играет надежная и стабильная банковско-финансовая система. В 2018 году при реализации намеченных задач по развитию банковской системы особое внимание будет уделено вопросам обеспечения плодотворного и взаимовыгодного сотрудничества между банками и субъектами предпринимательства.
Узбекистан приступил к процессу либерализации валюты на основе международных стандартов. Валютная политика должна полностью служить интересам развития бизнеса и экономики, положительно влиять на инвестиционную деятельность.
В 2018 году мы откажемся от резких мер в налоговой политике. В период реформ для бесперебойной работы государственной системы необходима стабильность бюджета, сказал глава нашего государства.
В целях повышения привлекательности страны для инвесторов, намеревающихся реализовать в Узбекистане крупные инвестиционные проекты, налоговая система будет усовершенствована. Необходимо сократить и оптимизировать налоговое бремя для всех категорий бизнеса и на этой основе расширять производство и налогооблагаемую базу. Следует отказаться от индивидуальных подходов при предоставлении льгот и перейти к их применению только к определенным отраслям экономики.
Глава нашего государства указал на необходимость пересмотра бюджетной системы, обеспечения открытости и прозрачности его доходов и расходов.
Во внешнеэкономической сфере имеется немало незадействованных больших возможностей и резервов. В этом направлении будет продолжено расширение торгово-экономических связей с Центрально-Азиатскими странами и нашими крупными партнерами – Китаем, Россией, Южной Корей, США, Турцией, Европейским Союзом. В следующем году будут возобновлены переговоры по вступлению во Всемирную торговую организацию. Главная цель – вывести на внешний рынок качественную и сертифицированную продукцию под «узбекским брендом».
Одной из перспективных отраслей, приносящих высокий доход национальной экономике, является туризм. Особое внимание будет уделено развитию паломнического, экологического, просветительского, этнографического, гастрономического и других направлений туризма с активным привлечением мировых брендов в эту сферу.
Глава государства затронул важнейшие задачи в ведущей отрасли нашей экономики – сельском хозяйстве. Сегодня 51 процент населения нашей страны проживает в сельской местности. Однако, сельскохозяйственная продукция не превышает 17 процентов валового внутреннего продукта страны. А объем переработки продукции аграрной отрасли не достигает и 10 процентов, хотя в развитых странах этот показатель превышает 50 процентов.
Говоря об ускоренном экономическом развитии регионов, Президента отметил целесообразность расширения полномочий, возможностей и ответственности местных органов государственной власти в данном вопросе. Для этого необходимо разработать и реализовать Концепцию внедрения государственно-частного партнерства.
Одним из актуальных вопросов является создание современного поколения строительно-подрядных организаций и строителей. С этой целью будет разработана программа инновационного развития сферы строительства до 2030 года.
Президент Шавкат Мирзиёев, затронув приоритетные направления развития социальной сферы, отметил необходимость закрепления в законодательстве и создания механизмов практического применения на основе передового зарубежного опыта понятия «потребительская корзина», необходимого для выявления уровня доходов, достаточного для достойной жизни населения.
Вместе с тем будут приняты меры по поэтапному увеличению реальных доходов населения, размеров заработной платы, пенсий и социальных пособий.
В сфере здравоохранения будет последовательно продолжена начатая работа по оказанию качественной и современной медицинской помощи в удобной для жителей регионов форме, раннему выявлению заболеваний. Будет усилена работа по привлечению иностранных инвесторов к развитию частной медицины и обеспечению постоянной деятельности зарубежных специалистов в нашей стране. Вскоре будут построены и открыты 2 тысяч социальных аптек, которые будут обеспечивать население лекарствами по доступным ценам. В 2018 году на базе 46 районных и городских медицинских объединений будут организованы межрайонные перинатальные центры.
Для выведения проводимой работы по воспитанию молодого поколения физически и духовно здоровыми, гармонично развитыми личностями на новый уровень был принят Закон «О государственной молодежной политике» в новой редакции. На его основе активно внедряются в жизнь новые подходы. Будет образована Международная ассоциация молодежи Узбекистана. Целесообразно, чтобы наша молодежь поддерживала активный диалог с зарубежными сверстниками в сферах науки, культуры, предпринимательства, спорта. Это позволит им проявить свой потенциал в международном масштабе. С этой целью в следующем году планируется организовать в Самарканде Форум молодежи Центральной Азии.
Изучению английского и других иностранных языков и в дальнейшем будет придаваться приоритетное значение.
В 2018 году масштаб строительства доступного жилья будет расширен в 1,5 раза по сравнению с текущим годом.
На заседании отмечалось также, что в следующем году запланирован ряд работ по строительству новых дорог, дальнейшему развитию транспортно-логистической инфраструктуры, повышению качества оказываемых услуг.
С целью совершенствования системы охраны и рационального использования объектов культурного наследия будет принята Программа поддержки археологических исследований и хранения археологических находок.
Работа по укреплению материально-технической базы сферы физической культуры и спорта, материальной и моральной поддержке соотечественников, самоотверженно трудящихся в области науки, культуры, искусства и литературы, будет последовательно продолжена.
Президент Шавкат Мирзиёев особо затронул приоритетные направления в сферах безопасности, обеспечения межнационального согласия и религиозной толерантности, а также внешней политике.
Учитывая тревожную обстановку в мире, необходимо всесторонне укреплять мир и спокойствие, усиливать противодействие различным угрозам и вызовам. Это – веление времени. Прежде всего необходимо повысить эффективность сформированной в этой сфере системы, особенно, ответственность заместителей хокимов, непосредственно занимающихся вопросами религии, соответствующих организаций. В частности, в тесном взаимодействии должны работать председатели махалли, инспекторы по профилактике, имам-хатибы, консультанты по вопросам духовно-нравственного воспитания, активисты молодежных и женских организациий.
Для предотвращения распространения подрывной информации через информационные ресурсы будут организованы специальные отделения в правоохранительных органах.
Вопросы укрепления межконфессионального и гражданского согласия в нашем обществе будут и впредь восприниматься одной из самых актуальных задач.
За минувшее короткое время были приняты конкретные меры по реформированию национальной армии, начат процесс кардинального изменения облика наших Вооруженных Сил. Для повышения эффективности реформ в военной сфере была принята новая Оборонная доктрина. В ней определены принципы открытости во внешней политике Узбекистана, развития дружеских и конструктивных отношений с близкими соседями.
Вместе с тем в оборонной сфере стоит ряд важных задач. Прежде всего, многое предстоит сделать по обеспечению эффективной и своевременной реализации Концепции национальной безопасности и Оборонной доктрины. В частности, следует принять Государственную программу формирования и развития оборонно-промышленного комплекса для обеспечения Вооруженных Сил современным вооружением и военной техникой.
В соответствии с принятой Стратегией действий Узбекистан последовательно продолжит политику всестороннего развития дружеских и взаимовыгодных связей сотрудничества со всеми странами дальнего и ближнего зарубежья, прежде всего соседними государствами, а также международными организациями. Будут приняты все необходимые меры для своевременного, полного и качественного выполнения договоров и соглашений, заключенных с иностранными государствами, международными организациями и финансовыми институтами в политической, торгово-экономической, культурно-гуманитарной сферах.
Изложенные в представленном Президентом Шавкатом Мирзиёевым Послании планы и проекты несомненно помогут поднять развитие нашей страны, благополучие народа на новый, более высокий уровень.
Для полной и эффективной реализации этих приоритетных направлений необходимо создать соответствующие правовые основы и механизмы. В связи с этим Премьер-министру, государственным советникам Президента поручено обеспечить совместно со всеми органами государственного и хозяйственного управления, председателем Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимами областей, города Ташкента, районов и городов разработать и утвердить комплекс мер по безусловному исполнению приоритетных задач, вытекающих из Послания.