12.12.2017
Указ Президента Республики Узбекистан от 12 декабря 2017 года №УП-5278
В стране последовательно совершенствуется и модернизируется система оказания государственных услуг, что способствует улучшению качества жизни населения, инвестиционного климата, деловой среды и развитию бизнеса.
С 2003 года регистрацию субъектов предпринимательства по принципу «одно окно» осуществляли инспекции по регистрации субъектов предпринимательства при хокимиятах районов (городов) (далее – Инспекции).
С 1 января 2016 года на базе Инспекций образованы Единые центры по оказанию государственных услуг субъектам предпринимательства по принципу «одно окно» (далее – Единые центры).
Дальнейшим шагом по развитию данной сферы стала передача с 1 февраля 2017 года Единых центров из структуры хокимиятов районов (городов) в ведение Министерства юстиции Республики Узбекистан, что позволило сформировать вертикаль управления, организовать их эффективную деятельность. В результате количество оказываемых Едиными центрами государственных услуг увеличилось до 33.
Запуск с 1 апреля 2017 года автоматизированной системы государственной регистрации субъектов предпринимательства, позволяющей сократить регистрационные процедуры до 30 минут, способствовал улучшению позиции Узбекистана по показателю «Регистрация бизнеса» в глобальном рейтинге «Doing Business 2018» с 24 до 11 места.
Вместе с тем переходу национальной системы оказания государственных услуг на качественно новый уровень, полностью удовлетворяющий потребности населения и субъектов предпринимательства, препятствуют отдельные системные проблемы. В частности:
первое, возможностями получения государственных услуг по принципу «одно окно» могут воспользоваться только субъекты предпринимательства. При этом граждане все еще вынуждены самостоятельно проходить сложные процедуры по оформлению документов в различных государственных органах;
второе, отсутствие информационных систем, ресурсов и баз данных в ряде государственных органов, низкий уровень их межведомственной интеграции не обеспечивают удобное и своевременное получение физическими и юридическими лицами всего комплекса государственных услуг;
третье, процедуры оказания большинства государственных услуг остаются сложными и труднодоступными, непрозрачными являются механизмы ценообразования, в отдельных случаях устанавливаются требования в узковедомственных интересах на оказание «монопольных» услуг;
четвертое, низкий уровень внедрения информационно-коммуникационных технологий, сохраняющиеся стереотипы бумажного документооборота приводят к необоснованным финансовым расходам, увеличению времени ожидания граждан и образованию очередей
и, как следствие, в отдельных случаях к фактам коррупции и бюрократизма;
пятое, отсутствует действенная система контроля и оценки качества оказания государственных услуг, в том числе путем дистанционного мониторинга в режиме реального времени и опроса общественного мнения.
Вышеизложенные факторы не позволяют обеспечить широкий доступ населения к государственным услугам, снизить временные и финансовые затраты, связанные с их оказанием, повысить уровень удовлетворенности населения деятельностью государственных органов.
В целях реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах
и Концепции административной реформы в Республике Узбекистан, а также обеспечения перехода национальной системы оказания государственных услуг населению на качественно новый уровень:
1. Считать важнейшими направлениями коренного реформирования национальной системы оказания государственных услуг:
первое, безусловную реализацию в сфере оказания государственных услуг благородной идеи «Не народ должен служить государственным органам, а государственные органы должны служить народу» посредством кардинального повышения их качества, оперативности, прозрачности и доступности;
второе, преобразование Единых центров по оказанию государственных услуг субъектам предпринимательства по принципу «одно окно» в Центры государственных услуг, предоставляющие услуги по принципу «одно окно» как юридическим, так и физическим лицам;
третье, утверждение административных регламентов по каждому виду государственных услуг, предусматривающих упрощение механизма оказания государственных услуг по принципу «Двигаются документы, а не граждане», прежде всего, за счет исключения излишних процедур, самостоятельного получения уполномоченными государственными органами и иными организациями необходимых документов и информации из других структур;
четвертое, ускоренное внедрение в сферу оказания государственных услуг инновационных решений и информационно-коммуникационных технологий, интеграцию баз данных государственных органов и иных организаций в единую систему межведомственного электронного взаимодействия, расширение практики оказания государственных услуг через Единый портал интерактивных государственных услуг Республики Узбекистан;
пятое, использование гибких, удобных и прозрачных методов оказания государственных услуг, в том числе с выездом в отдаленные местности («мобильные государственные услуги»), автоматизированной системы управления очередями и удлиненного графика работ, направленных на искоренение бюрократизма и проявлений коррупции в данной сфере;
шестое, внедрение передовых механизмов мониторинга и оценки качества и оперативности оказания государственных услуг, организацию эффективной системы обратной связи с населением, в том числе «горячих линий», он-лайн опросов на официальных сайтах, в социальных сетях и мобильных приложениях;
седьмое, организацию системной подготовки и переподготовки квалифицированных кадров в сфере оказания государственных услуг, периодического повышения их квалификации, в том числе посредством прохождения стажировок в ведущих профильных учреждениях зарубежных стран.
2. Образовать Агентство государственных услуг при Министерстве юстиции Республики Узбекистан (далее – Агентство) на базе:
Управления по координации и развитию оказания государственных услуг Министерства юстиции Республики Узбекистан и его территориальных отделов численностью 38 штатных единиц;
Единых центров по оказанию государственных услуг субъектам предпринимательства по принципу «одно окно».
Передать Агентству с сохранением действующего порядка финансирования за счет средств:
Государственного бюджета Республики Узбекистан – 24 штатные единицы Службы по защите прав граждан, контролю и координации работы с обращениями физических и юридических лиц аппарата Президента Республики Узбекистан;
бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов – 157 штатных единиц должности специалиста Народных приемных Президента Республики Узбекистан в районах (городах).
3. Определить основными задачами Агентства:
реализацию единой государственной политики в области оказания государственных услуг физическим и юридическим лицам;
совершенствование порядка оказания государственных услуг за счет устранения избыточных административных процедур, а также развития межведомственного электронного взаимодействия;
формирование Единого реестра государственных услуг, осуществление координации деятельности государственных органов и иных организаций в данной сфере;
участие в выработке единых подходов к проектированию, разработке, внедрению и интеграции информационных систем, ресурсов и баз данных, используемых при оказании государственных услуг;
осуществление контроля и оценки эффективности деятельности государственных органов и иных организаций в сфере оказания государственных услуг, в том числе по внедрению соответствующих информационных систем, ресурсов и баз данных;
организацию внедрения инновационных форм и методов оказания государственных услуг, выработку предложений по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в данной сфере.
4. Преобразовать с 1 января 2018 года Единые центры по оказанию государственных услуг субъектам предпринимательства по принципу «одно окно» в Центры государственных услуг, функционирующие при Народных приемных Президента Республики Узбекистан в районах (городах), основными задачами которых определить:
оказание государственных услуг физическим и юридическим лицам по принципу «одно окно», в том числе с выездом в отдаленные местности;
обеспечение высокого качества сервиса, оперативности, прозрачности, комфортности и доступности государственных услуг, недопущение бюрократизма, волокиты и иных административных барьеров в данной сфере;
осуществление межведомственного взаимодействия, прежде всего, электронного, обеспечивающего оперативное получение необходимых документов и информации для оказания государственных услуг;
предоставление квалифицированной информационной и консультативной помощи физическим и юридическим лицам при оказании государственных услуг;
обеспечение соблюдения уполномоченными государственными органами и иными организациями требований законодательства и административных регламентов при оказании государственных услуг.
5. Установить, что координация деятельности:
Агентства осуществляется Службой по защите прав граждан, контролю и координации работы с обращениями физических и юридических лиц аппарата Президента Республики Узбекистан;
территориальных управлений Агентства осуществляется Народными приемными Президента Республики Узбекистан в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте;
Центров государственных услуг осуществляется Народными приемными Президента Республики Узбекистан в районах (городах).
Одобрить Схему координации деятельности Агентства и его территориальных подразделений согласно приложению № 1.
6. Возложить на Министерство юстиции Республики Узбекистан осуществление общего руководства и контроля за деятельностью Агентства, укрепление материально-технической базы и организацию повышения квалификации работников Агентства.
7. Упразднить Республиканскую комиссию по координации деятельности в сфере оказания государственных услуг субъектам предпринимательства, образованную постановлением Президента Республики Узбекистан от 1 февраля 2017 года № ПП–2750 «О дополнительных мерах по совершенствованию механизмов оказания государственных услуг субъектам предпринимательства».
Образовать в структуре Службы по защите прав граждан, контролю и координации работы с обращениями физических и юридических лиц аппарата Президента Республики Узбекистан Сектор координации оказания государственных услуг со штатной численностью 4 единицы в пределах общей штатной численности.
8. Государственному комитету по архитектуре и строительству совместно с Министерством юстиции в двухмесячный срок на основе изучения передовой международной практики разработать и внести на рассмотрение в Кабинет Министров Республики Узбекистан типовые проекты зданий Народных приемных Президента Республики Узбекистан в районах (городах), предусматривающие в том числе размещение в них Центров государственных услуг.
Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента:
принять меры по строительству в соответствии с утвержденными проектами современных зданий Народных приемных Президента Республики Узбекистан в районах (городах), прежде всего, на условиях государственно-частного партнерства;
до ввода в эксплуатацию новых зданий обеспечить размещение Центров государственных услуг в зданиях Народных приемных Президента Республики Узбекистан в районах (городах), а при необходимости – в других зданиях с созданием необходимых условий для качественного оказания государственных услуг физическим и юридическим лицам.
9. Утвердить:
Комплекс мер по дальнейшему совершенствованию системы оказания государственных услуг физическим и юридическим лицам (далее – Комплекс мер) согласно приложению № 2;
Перечень поэтапно внедряемых в 2018–2020 годах государственных услуг, оказываемых по принципу «одно окно» исключительно через Центры государственных услуг, согласно приложению № 3 (далее – Перечень).
Государственному советнику Президента Республики Узбекистан Худайбергенову Т.А. и Премьер-министру Республики Узбекистан Арипову А.Н. ежемесячно рассматривать ход реализации утвержденных Комплекса мер и Перечня.
Принять к сведению, что оказание государственных услуг субъектам предпринимательства осуществляется Центрами государственных услуг в соответствии с постановлениями Президента Республики Узбекистан от 28 сентября 2015 года № ПП–2412 «О мерах по дальнейшему совершенствованию порядка оказания государственных услуг субъектам предпринимательства по принципу «одно окно» и от 1 февраля 2017 года № ПП–2750 «О дополнительных мерах по совершенствованию механизмов оказания государственных услуг субъектам предпринимательства».
10. Ответственным государственным органам и иным организациям, указанным в Перечне, в установленные сроки:
разработать и по согласованию с Министерством юстиции Республики Узбекистан утвердить типовые формы, бланки документов и иные акты, необходимые для оказания государственных услуг через Центры государственных услуг;
совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами разработать проекты административных регламентов по оказанию соответствующих видов государственных услуг, в том числе предусматривающие отмену истребования от граждан документов и сведений, получаемых из других государственных органов и иных организаций посредством межведомственного электронного взаимодействия.
11. Министерству юстиции Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в срок до 1 февраля 2018 года обеспечить формирование Единого реестра государственных услуг.
Установить, что с 1 февраля 2018 года государственные органы и иные организации, оказывающие государственные услуги, обеспечивают их регистрацию в Едином реестре государственных услуг, а с 1 июня 2018 года не допускается оказание государственных услуг, не включенных в данный реестр.
12. Государственному комитету по инвестициям оказать содействие Министерству юстиции Республики Узбекистан в проработке
с международными и зарубежными организациями вопроса привлечения средств технического содействия и грантов для совершенствования системы оказания государственных услуг, а также реализации иных мероприятий, предусмотренных настоящим Указом.
13. Агентству, Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций, Единому интегратору по созданию и поддержке государственных информационных систем, Республиканскому проектному институту «УзИнжиниринг» совместно с Национальным агентством проектного управления при Президенте Республики Узбекистан и другими заинтересованными ведомствами в срок до 1 марта 2018 года обеспечить подготовку и внесение в установленном порядке на утверждение концепции, технико-экономического расчета и технического задания на разработку, внедрение и интеграцию необходимых информационных систем, ресурсов, баз данных, программных продуктов и установку аппаратно-программных комплексов для Агентства, его территориальных управлений и Центров государственных услуг.
Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций, Единому интегратору по созданию и поддержке государственных информационных систем в срок до 1 января 2019 года:
обеспечить на основе утвержденной концепции, технико-экономического расчета и технического задания разработку информационных систем, ресурсов, баз данных, программных продуктов, а также установку аппаратно-программных комплексов для Агентства, его территориальных управлений и Центров государственных услуг;
совместно с государственными органами и иными организациями, указанными в Перечне, провести инвентаризацию их информационных и телекоммуникационных систем, баз данных, серверного и иного оборудования с их последующей интеграцией с информационными системами Агентства и внедрением межведомственного электронного взаимодействия;
совместно с Агентством обеспечить оснащение его территориальных управлений и Центров государственных услуг необходимым видео-, аудио- и иным оборудованием и организовать дистанционное наблюдение за ходом оказания государственных услуг в режиме реального времени.
14. Строго предупредить руководителей уполномоченных государственных органов и иных организаций о персональной ответственности за неукоснительное соблюдение законодательства об оказании государственных услуг.
Генеральной прокуратуре совместно с Министерством юстиции Республики Узбекистан установить системный контроль за безусловным соблюдением государственными органами и иными организациями законодательства об оказании государственных услуг, с принятием к виновным лицам, допустившим нарушения законодательства, действенных мер.
15. Министерству юстиции совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.
16. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н., Государственного советника Президента Республики Узбекистан Худайбергенова Т.А. и Генерального прокурора Республики Узбекистан Абдуллаева И.Б.
Президент
Республики Узбекистан Ш.Мирзиёев
Последовательное совершенствование системы оказания государственных услуг является одним из важнейших условий улучшения качества жизни населения, инвестиционного климата, деловой среды и развития бизнеса.
За последние годы в стране реализован комплекс мер, направленных на повышение качества деятельности государственных органов в данной сфере, создание благоприятных условий и удобств при оказании государственных услуг субъектам предпринимательства по принципу «одно окно».
В частности, значимым шагом по развитию данной сферы стала передача с 1 февраля 2017 года Единых центров по оказанию государственных услуг субъектам предпринимательства по принципу «одно окно» из структуры хокимиятов районов (городов) в ведение Министерства юстиции Республики Узбекистан, что позволило сформировать вертикаль управления, организовать их эффективную деятельность. В результате количество оказываемых данными центрами государственных услуг увеличилось до 33.
Запуск с 1 апреля 2017 года автоматизированной системы государственной регистрации субъектов предпринимательства, позволяющей сократить регистрационные процедуры до 30 минут, способствовал улучшению позиции Узбекистана по показателю «Регистрация бизнеса» в глобальном рейтинге «Doing Business 2018» с 24 до 11 места.
Вместе с тем результаты открытого диалога с народом и анализа правоприменительной практики свидетельствуют о наличии системных проблем, препятствующих переходу национальной системы оказания государственных услуг на качественно новый уровень, полностью удовлетворяющий потребности населения и субъектов предпринимательства.
Прежде всего, системой оказания государственных услуг по принципу «одно окно» могут воспользоваться только субъекты предпринимательства. При этом граждане вынуждены самостоятельно проходить сложные процедуры по оформлению документов в различных государственных органах и организациях.
Усугубляет ситуацию отсутствие в ряде государственных органов информационных систем, ресурсов и баз данных, а также низкий уровень их межведомственной интеграции, что не позволяет обеспечить удобное и своевременное получение всего комплекса государственных услуг.
Кроме того, остаются сложными и труднодоступными для граждан процедуры оказания большинства государственных услуг, а механизмы ценообразования на них – непрозрачными, что зачастую вызвано проявлениями узковедомственных интересов.
При обращении в государственные органы граждане в отдельных случаях сталкиваются с необоснованными финансовыми расходами, необходимостью простаивания в очередях, что обусловлено, прежде всего, низким уровнем внедрения информационно-коммуникационных технологий, сохранением стереотипов бумажного документооборота.
На эффективности обеспечения законности в сфере государственных услуг негативно сказывается отсутствие действенной системы контроля и оценки качества оказания таких услуг, в том числе путем дистанционного мониторинга в режиме реального времени и опроса общественного мнения.
Указанные проблемы не позволяют обеспечить широкий доступ населения к государственным услугам, снизить временные и финансовые затраты, связанные с их оказанием, повысить уровень удовлетворенности населения деятельностью государственных органов.
Именно в этой связи принятый Главой государства Указ «О мерах по коренному реформированию национальной системы оказания государственных услуг населению»определяет комплекс организационно-правовых мер по кардинальному повышению качества, оперативности, прозрачности и доступности государственных услуг, основой которого является безусловная реализация благородной идеи «Не народ должен служить государственным органам, а государственные органы должны служить народу».
В частности, создан отдельный государственный орган – Агентство государственных услуг с территориальными подразделениями, на который возложена ответственность за реализацию государственной политики в данной сфере. Это обеспечит комплексность и последовательность проводимых реформ, повысит ответственность уполномоченных органов и организаций за качественное оказание государственных услуг. Тем самым, обеспечивается формирование четкой организационно-институциональной основы осуществления управления сферой оказания государственных услуг населению.
Теперь принцип «одно окно» будет действовать при обслуживании не только субъектов предпринимательства, но и непосредственно граждан. Обеспечение бесконтактного взаимодействия с государственными служащими позволит оперативно получать государственные услуги без коррупционного риска для населения, существенно облегчит повседневную жизнь граждан, устранит случаи бюрократизма и волокиты.
Важнейшим нововведением, не имеющим аналогов, является активное задействование в оказании государственных услуг недавно созданных уникальных институтов – Народных приемных Президента Республики Узбекистан. С учетом положительных итогов деятельности данных институтов, сыгравших существенную роль в организации эффективного диалога государственной власти с населением, налаживании качественно новой системы рассмотрения обращений граждан, предусматривается, что сфера оказания государственных услуг будет находиться под их непосредственной координацией.
В свою очередь, на районном (городском) уровне Народные приемные и Центры государственных услуг будут функционировать как единое целое, что позволит сформировать эффективную систему оказания государственных услуг.
Помимо эффективной организации деятельности Центров государственных услуг, решающим для достижения успеха в данной сфере является внедрение действенных механизмов межведомственного взаимодействия по обмену информацией, прежде всего, электронного.
В этой связи в Указе предусмотрены меры по созданию Единого реестра государственных услуг, разработке единых административных регламентов по каждому виду государственных услуг, внедрению информационных систем, ресурсов, баз данных и программных продуктов, а также аппаратно-программных комплексов в Агентстве, его территориальных управлениях и Центрах государственных услуг. Это позволит внедрить важный принцип в сферу оказания государственных услуг «Двигаются документы, а не граждане».
Активное внедрение Интернета и мобильных технологий обеспечит в перспективе реализацию идеи, в соответствии с которой услугополучатели посещают государственные органы только при необходимости, а по умолчанию – услуги оказываются дистанционно в электронном виде.
Указом также уделяется отдельное внимание вопросам укрепления материально-технической базы Центров государственных услуг. Так, с учетом последовательного существенного повышения количества оказываемых услуг, особенно для граждан, имеется необходимость в полном обновлении зданий и сооружений, в которых обслуживаются услугополучатели.
В этой связи ответственным ведомствам поручено разработать новый облик Центров государственных услуг, а местные органы власти будут обеспечивать постепенное обновление зданий с учетом требований Указа.
Утвержден комплекс мер, предусматривающий важные механизмы ускоренного качественного улучшения сферы оказания государственных услуг, в том числе в здравоохранении, лицензировании, налоговой, таможенной и иных сферах, а также разработку мобильных приложений по государственным услугам, оказание услуг с выездом в отдаленные местности, организацию эффективной системы обратной связи с населением с помощью «горячих линий», интернет-ботов на официальных веб-сайтах, социальных сетях.
Также утвержден Перечень 58 видов государственных услуг, которые будут оказываться по принципу «одно окно» в Центрах государственных услуг по мере их внедрения в течение 2018–2020 годов.
В их числе такие востребованные населением услуги, как подключение домовладений к сетям водоснабжения, канализации, теплоснабжения и другим инженерно-коммуникационным сетям, разрешение на осуществление индивидуального жилищного строительства, прописка, выписка и учет по месту пребывания, получение различных архивных справок, патентов, свидетельств и дубликатов официальных документов.
Указом внедряются совершенно новые организационные основы оказания государственных услуг, закладывается фундамент современной концепции взаимодействия государства и населения.
В качестве единой точки соприкосновения с населением центры государственных услуг и Народные приемные будут способствовать повышению доступности государственных услуг, снижению временных и финансовых затрат граждан, а также повышению уровня их удовлетворенности деятельностью государственных органов.