06.12.2017
Указ Президента Республики Узбекистан от 5 декабря 2017 года №УП-5273
В целях дальнейшего развития и повышения эффективности использования туристского потенциала Ташкентской области, создания благоприятных условий для широкого привлечения в регион иностранных и местных туристов, обеспечения динамичного развития современной инфраструктуры, расширения и улучшения качества предоставляемых туристских, гостиничных и транспортных услуг:
1. Согласиться с предложениями Кабинета Министров Республики Узбекистан, Государственного комитета Республики Узбекистан по развитию туризма, хокимията Ташкентской области, АО «Национальная энергосберегающая компания», Национального банка внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан (далее – Узнацбанк) о:
создании свободной туристской зоны «Чарвак» в пределах Чимган-Чарвакской курортно-рекреационной зоны Ташкентской области (далее – свободная туристская зона);
строительстве на территории свободной туристской зоны современных гостиничных комплексов, культурно-оздоровительных, торгово-развлекательных и других объектов туристского назначения, а также создании объектов современной инженерной инфраструктуры.
2. Определить основными задачами и направлениями деятельности свободной туристской зоны:
привлечение инвестиций иностранных и отечественных инвесторов для реализации проектов по созданию в свободной туристской зоне современных объектов туристской инфраструктуры (гостиничные комплексы, культурно-оздоровительные, торгово-развлекательные и другие объекты туристского назначения), специальных функциональных и сезонных зон рекреационного отдыха с обеспечением необходимых условий для обслуживания туристов;
создание уникальных туристических маршрутов с учетом возможностей эко-среды региона;
обеспечение доступности транспортных средств, внедрение новых видов транспортного движения в регионе (поезд, электропоезд, автобус), в том числе на альтернативных источниках энергии, расширение маршрутов пассажирского транспорта, организацию его бесперебойного движения, развитие соответствующей транспортной инфраструктуры;
создание дополнительных условий безопасности пребывания туристов, в том числе путем оборудования объектов туристской инфраструктуры системами видеонаблюдения, организации систем предупреждения, внедрения единой информационной базы данных о туристах, прибывающих на территорию региона, системы предоставления экстренной помощи в чрезвычайных ситуациях;
обеспечение установленного особого таможенного и налогового режимов для субъектов предпринимательства и инвесторов (включая иностранных), реализующих проекты и осуществляющих деятельность на территории свободной туристской зоны;
реализацию проектов по созданию уникальной экологической системы на основе внедрения, в порядке эксперимента, новых современных энергосберегающих систем и технологий с применением альтернативных и возобновляемых источников.
3. Установить, что:
свободная туристская зона является свободной экономической зоной;
на свободную туристскую зону и субъектов предпринимательства, зарегистрированных в качестве участников свободной туристской зоны, распространяются положения законодательства о свободных экономических зонах, включая все льготы и преференции, предусмотренные для свободных экономических зон и их участников;
срок функционирования свободной туристской зоны составляет 30 лет с возможностью его последующего продления.
4. Возложить на административный совет свободных экономических зон и малых промышленных зон в Ташкентской области (далее – административный совет) функции по администрированию свободной туристской зоны.
Включить в состав административного совета представителя Государственного комитета Республики Узбекистан по развитию туризма и директора Департамента развития туризма при хокимияте Ташкентской области.
5. Хокимияту Ташкентской области совместно с административным советом, Государственным комитетом Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру и Государственным комитетом Республики Узбекистан по архитектуре и строительству в месячный срок определить четкие границы создаваемой свободной туристской зоны.
Установить, что свободная туристская зона может быть определена в виде единой территории, а также в виде раздельных территорий в пределах Чимган-Чарвакской курортно-рекреационной зоны.
6. Кабинету Министров в двухмесячный срок принять постановление об определении границ территорий, входящих в свободную туристскую зону, а также о создании и организации деятельности Дирекции свободной туристской зоны «Чарвак».
7. Определить:
заказчиком по разработке генерального плана, а также по строительству и реконструкции дорожно-транспортной и инженерно-коммуникационной инфраструктуры свободной туристской зоны – инжиниринговую компанию «Служба единого заказчика» при хокимияте Ташкентской области;
генеральной проектной, генеральной подрядной и эксплуатирующей организацией по созданию объектов инженерной инфраструктуры с использованием возобновляемых источников энергии (солнечные, ветровые, геотермальные), а также строительству современных очистных сооружений и объектов теплоснабжения для сохранения экологии свободной туристской зоны – АО «Национальная энергосберегающая компания»;
генеральной проектной организацией по разработке генерального плана и проекта детальной планировки территории свободной туристской зоны – ГУП «ТошкентбошпланЛИТИ».
8. ГУП «ТошкентбошпланЛИТИ» в шестимесячный срок разработать с привлечением международных консультантов генеральный план и проект детальной планировки территории свободной туристской зоны и, по согласованию с административным советом, внести на утверждение в установленном законодательством порядке.
9. Министерству экономики Республики Узбекистан совместно с:
Государственным комитетом по инвестициям, Государственным комитетом Республики Узбекистан по развитию туризма, хокимиятом Ташкентской области, АО «Национальная энергосберегающая компания» и другими заинтересованными министерствами и ведомствами в трехмесячный срок внести на утверждение в Кабинет Министров Программу развития дорожно-транспортной, инженерно-коммуникационной и производственной инфраструктуры на территории свободной туристской зоны;
Министерством финансов, Государственным комитетом Республики Узбекистан по инвестициям ежегодно при формировании параметров Инвестиционной программы Республики Узбекистан на предстоящий год предусматривать в них лимиты капитальных вложений и выделение необходимых централизованных инвестиций для оплаты разработки генерального плана и проекта детальной планировки территории свободной туристской зоны, развития транспортной, производственной и инженерно-коммуникационной инфраструктуры свободной туристской зоны на основании разработанного и утвержденного в установленном порядке генерального плана свободной туристской зоны;
Государственным комитетом Республики Узбекистан по инвестициям, Государственным комитетом Республики Узбекистан по развитию туризма, административным советом в месячный срок внести в Кабинет Министров предложения по критериям отбора проектов для реализации и размещения в свободной туристской зоне.
10. Фонду реконструкции и развития Республики Узбекистан (далее – Фонд) обеспечить открытие льготной кредитной линии в размере 100 миллионов долларов США для софинансирования инвестиционных проектов, реализуемых в свободной туристской зоне.
Установить, что:
рефинансирование средств кредитной линии, выделяемой Фондом, осуществляется Узнацбанком, АКБ «Узпромстройбанк» и АКБ «Асака»;
кредиты в иностранной валюте в рамках кредитной линии предоставляются на срок до 7 лет, с льготным периодом 2 года, с процентной ставкой 6-месячный ЛИБОР плюс 2 процента годовых и маржой банка в размере 0,5 процента годовых;
средства кредитной линии Фонда выделяются на закупку современного импортного оборудования и технологий на сумму не более 50 процентов от стоимости инвестиционного проекта.
11. Предоставить Узнацбанку, АКБ «Узпромстройбанк» и АКБ «Асака» право:
участия в реализуемых на территории свободной туристской зоны инвестиционных проектах с долей банка до 100 процентов, в том числе через соответствующие инвестиционные компании банков;
совместно с Государственным комитетом Республики Узбекистан по инвестициям привлекать гранты, кредитные линии и инвестиции, безвозмездную финансовую помощь международных финансовых институтов, зарубежных банков и других инвесторов - юридических и физических лиц (включая иностранных), государственных и негосударственных фондов, предприятий и организаций, а также кредиты коммерческих банков для финансирования реализуемых инвестиционных проектов.
12. Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций совместно с Министерством внутренних дел Республики Узбекистан и другими заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести предложения по внедрению на территории свободной туристской зоны концепции обеспечения безопасного туризма, предусматривающей в том числе внедрение системы интеллектуального транспорта, геоинформационной системы и др.
13. Министерству здравоохранения Республики Узбекистан в двухмесячный срок разработать комплекс мер по качественному оказанию медицинских услуг туристам, в том числе скорой и неотложной медицинской помощи, обратив особое внимание на уровень обеспечения свободной туристской зоны медицинскими учреждениями, включая учреждения первичного звена системы здравоохранения, их оснащенность современным оборудованием и высококвалифицированными кадрами.
14. Узбекскому агентству автомобильного и речного транспорта совместно с АО «Узбекистон темир йуллари» и другими заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок внести в Кабинет Министров предложения по дальнейшему развитию системы комбинированных пассажирских перевозок по маршруту Ташкент – Чимган-Чарвакская курортно-рекреационная зона и обратно, с внедрением, при необходимости, новых удобных маршрутов.
15. Республиканской комиссии по координации и совершенствованию системы обращения с отходами, образованной постановлением Президента Республики Узбекистан от 21 апреля 2017 года № ПП-2916, совместно с Государственным комитетом Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды принять меры по организации на системной основе вывоза с территории свободной туристской зоны бытовых отходов на близлежащие предприятия по их переработке.
16. Государственному комитету Республики Узбекистан по развитию туризма совместно с хокимиятом Ташкентской области, Узнацбанком в двухмесячный срок:
разработать и по согласованию с административным советом и другими заинтересованными министерствами и ведомствами внести в Кабинет Министров проект Концепции дальнейшего развития свободной туристской зоны «Чарвак», а также плана мероприятий по ее реализации;
внести в Кабинет Министров предложения по изменениям и дополнениям в законодательство, вытекающим из настоящего Указа.
17. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Холмурадова С.Р.
Президент
Республики Узбекистан Ш.Мирзиёев
КОММЕНТАРИЙ
к Указу Президента Республики Узбекистан
«О создании свободной туристской зоны «Чарвак»
В Республике Узбекистан принимаются последовательные меры по развитию туристической сферы, располагающей широким потенциалом для решения в ближайшей перспективе таких важнейших социально-экономических задач, как создание новых рабочих мест, обеспечение диверсификации экономики и ускоренного развития регионов, притока валютных поступлений, повышение доходов и качества жизни населения страны.
Ташкентская область обладает значительным туристским потенциалом, что, в первую очередь, связано с уникальными природными условиями, позволяющими развивать различные виды туризма. В частности, в регионе имеются все условия для развития экстремального и горного видов туризма, включая катание на лыжах, сноубординг, полет на параплане и дельтаплане, велоспорт, мотоспорт и виды экстремального спорта, а также экологического и сельского туризма.
В горах Ташкентской области расположено Чарвакское водохранилище, на берегу которого имеются многочисленные пансионаты, зоны отдыха и детские летние спортивно-оздоровительные лагеря. Великолепные горы западного Тянь-Шаня с многочисленными туристскими маршрутами и тропами, водопадами, пещерами, ущельями, ореховыми рощами и фруктовыми садами включены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2016 году. Кроме того, в национальном парке «Угам-Чоткол» имеется 230 видов животных, 1800 видов растений и 4 природных озера (Урунгач, Бодак, Шовур и Ихнож).
На сегодняшний день в области функционируют всего 120 организаций, оказывающих местным и зарубежным туристам услуги: из них – 15 туроператоров, 45 гостиниц с возможностью обслужить 2440 туристов в день, 71 санаторий и зона отдыха. Объем экспорта туристских услуг в текущем году составил 44,6 миллиона долларов США, что составляет 109,2 процента.
Несмотря на это, с учетом огромного туристского потенциала и природных ресурсов региона, данные показатели считаются неудовлетворительными, так как наблюдается нехватка средств размещения, санаториев и зон отдыха, неразвитость туристской инфраструктуры, низкое качество и ограниченность количества оказываемых туристам услуг.
Анализ сегодняшнего состояния туристской отрасли в Ташкентской области показывает, что для более полного удовлетворения потребностей туристов в доступном и качественном отдыхе необходимо принятие дальнейших эффективных мер по развитию туризма.
В этой связи в целях развития и повышения эффективности использования туристского потенциала Ташкентской области, улучшения условий для отдыха и туризма принят Указ Президента Республики Узбекистан «О создании свободной туристской зоны «Чарвак», которым предусматривается реализация современных инвестиционных проектов в Чимган-Чарвакской курортно-рекреационной зоне, развитие объектов транспортно-коммунальной инфраструктуры, формирование новых туристических маршрутов, а также повышение качества туристских услуг.
Принятие Указа Президента Республики Узбекистан «О создании свободной туристской зоны «Чарвак» является логическим продолжением государственной политики в сфере туризма и нацелено на развитие и повышение эффективности использования туристского потенциала Ташкентской области, создание новых рабочих мест и обеспечение роста доходов населения.
С учетом уникальных курортно-рекреационных условий Ташкентской области Указом Президента Республики Узбекистан создается свободная туристская зона «Чарвак» в пределах Чимган-Чарвакской курортно-рекреационной зоны Ташкентской области со строительством на территории зоны современных гостиничных комплексов, культурно-оздоровительных, торгово-развлекательных и других объектов туристского назначения, а также объектов современной инженерной инфраструктуры.
Создаваемая свободная туристская зона «Чарвак» является первой и уникальной подобного рода зоной в Узбекистане. Указом в качестве основных задач и направлений деятельности свободной туристской зоны «Чарвак» определены:
привлечение инвестиций иностранных и отечественных инвесторов для реализации проектов по созданию в свободной туристской зоне современных объектов туристской инфраструктуры (гостиничные комплексы, культурно-оздоровительные, торгово-развлекательные и другие объекты туристского назначения), специальных функциональных и сезонных зон рекреационного отдыха с обеспечением необходимых условий для обслуживания туристов;
создание уникальных туристических маршрутов с учетом возможностей эко-среды региона;
обеспечение доступности транспортных средств, внедрение новых видов транспортного движения в регионе (поезд, электропоезд, автобус), в том числе на альтернативных источниках энергии, расширение маршрутов пассажирского транспорта, организация его бесперебойного движения, развитие соответствующей транспортной инфраструктуры;
создание дополнительных условий безопасности пребывания туристов, в том числе путем оборудования объектов туристской инфраструктуры системами видеонаблюдения, организации систем предупреждения, внедрения единой информационной базы данных о туристах, прибывающих на территорию региона, системы предоставления экстренной помощи в чрезвычайных ситуациях;
обеспечение установленного особого таможенного и налогового режимов для субъектов предпринимательства и инвесторов (включая иностранных), реализующих проекты и осуществляющих деятельность на территории свободной туристской зоны;
реализация проектов по созданию уникальной экологической системы на основе внедрения, в порядке эксперимента, новых современных энергосберегающих систем и технологий с применением альтернативных и возобновляемых источников.
Учитывая, что свободные туристские зоны являются одним из видов свободных экономических зон, которые создаются для развития объектов инфраструктуры туризма и отдыха, развития туристских услуг:
сроком функционирования свободной туристской зоны «Чарвак» определено 30 лет с возможностью его последующего продления;
на свободную туристскую зону и субъектов предпринимательства, зарегистрированных в качестве участников зоны, распространены положения законодательства о свободных экономических зонах, включая все льготы и преференции, предусмотренные для свободных экономических зон и их участников.
В связи с созданием свободной туристской зоны в состав административного совета свободных экономических зон и малых промышленных зон в Ташкентской области, образованного в соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 25 октября 2017 года № ПП-3356 «О дополнительных мерах по повышению эффективности деятельности свободных экономических зон и малых промышленных зон», включены представитель Государственного комитета Республики Узбекистан по развитию туризма и директор Департамента развития туризма при хокимияте Ташкентской области.
В Указе содержится ряд поручений уполномоченным министерствам и ведомствам, направленных на осуществление следующих мер по развитию свободной туристской зоны:
внесение предложений по внедрению на территории свободной туристской зоны концепции обеспечения безопасного туризма, предусматривающей в том числе внедрение системы интеллектуального транспорта, геоинформационной системы и др.;
разработка комплекса мер по качественному оказанию медицинских услуг туристам, в том числе скорой и неотложной медицинской помощи, с учетом уделения особого внимания уровню обеспечения свободной туристской зоны медицинскими учреждениями, включая учреждения первичного звена системы здравоохранения, их оснащенности современным оборудованием и высококвалифицированными кадрами;
внесение предложений по дальнейшему развитию системы комбинированных пассажирских перевозок по маршруту Ташкент-Чимган-Чарвакская курортно-рекреационная зона (и обратно), с внедрением, при необходимости, новых удобных маршрутов;
принятие мер по организации на системной основе вывоза с территории свободной туристской зоны бытовых отходов на близлежащие предприятия по их переработке;
внесение проекта Концепции дальнейшего развития свободной туристской зоны «Чарвак», а также плана мероприятий по ее реализации.
Одним из наиболее важных аспектов Указа является также его нацеленность на создание благоприятных условий для реализации инвестиционных проектов на территории свободной туристской зоны. С этой целью Фонду реконструкции и развития Республики Узбекистан поручено обеспечить открытие льготной кредитной линии в размере 100 миллионов долларов США для софинансирования инвестиционных проектов, реализуемых в свободной туристской зоне, включающей в себя в том числе предоставление гибких условий погашения кредита и процентов.
Помимо этого, Указом Национальному банку внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан, АКБ «Узпромстройбанк» и АКБ «Асака» предоставляется право:
участия в реализуемых на территории свободной туристской зоны инвестиционных проектах с долей банка до 100 процентов, в том числе через соответствующие инвестиционные компании банков;
совместно с Государственным комитетом Республики Узбекистан по инвестициям привлекать гранты, кредитные линии и инвестиции, безвозмездную финансовую помощь международных финансовых институтов, зарубежных банков и других инвесторов - юридических и физических лиц (включая иностранных), государственных и негосударственных фондов, предприятий и организаций, а также кредиты коммерческих банков для финансирования реализуемых инвестиционных проектов.
Принятие Указа позволит ускорить решение вопросов по привлечению иностранных инвестиций в развитии современной инфраструктуры, расширении и улучшении качества предоставляемых туристских, гостиничных и транспортных услуг, а также повышению уровня сервиса для прибывающих в Чимган-Чарвакскую рекреационную зону иностранных и местных туристов.