01.12.2017
Указ Президента Республики Узбекистан от 1 декабря 2017 года №УП-5270
Комиссией по подготовке предложений, направленных на кардинальное совершенствование системы государственной поддержки лиц с инвалидностью, образованной распоряжением Президента Республики Узбекистан от 1 августа 2017 года № Р-5006, проведено комплексное и глубокое изучение состояния дел в сфере раннего выявления и предупреждения инвалидности, медикосоциальной помощи лицам с инвалидностью, их профессионального обучения и трудоустройства.
В ходе данной работы высокую активность и чувство сопричастности проявили широкие слои населения, негосударственные некоммерческие организации и другие институты гражданского общества, а также представительства международных и зарубежных организаций.
Проведенное комплексное изучение, итоги открытого и прямого диалога с населением позволили выявить ряд системных недостатков и проблем, требующих скорейшего принятия действенных мер по их устранению.
Совместными усилиями выработаны конкретные предложения по дальнейшему улучшению качества и уровня жизни лиц с инвалидностью, оказанию им медико-социальной помощи, содействия в реализации прав, свобод и законных интересов, формировании активной позиции в обществе.
В целях эффективной реализации данных предложений, а также в соответствии с задачами, определенными Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах:
1. Принять, с учетом итогов открытого и прямого диалога с населением и мнения заинтересованных министерств и ведомств, предложения о:
разработке проекта Закона Республики Узбекистан «О правах лиц с инвалидностью»;
осуществлении практических мер по подготовке к ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов.
2. Считать основными направлениями дальнейшего совершенствования системы государственной поддержки лиц с инвалидностью:
недопущение дискриминации по признаку инвалидности, обеспечение равных условий для реализации прав, свобод и законных интересов лиц с инвалидностью и неотвратимости ответственности за их нарушение;
имплементацию в национальное законодательство общепризнанных международных норм и стандартов в области обеспечения прав лиц с инвалидностью;
внедрение прозрачных, современных методов и критериев врачебнотрудовой экспертизы и установления инвалидности, повышение уровня и качества медико-социальной помощи лицам с инвалидностью, в том числе путем расширения доступа к высокотехнологичной специализированной медицинской и социальной помощи с применением современных методов диагностики, лечения и реабилитации;
создание эффективных механизмов своевременного учета лиц с инвалидностью, внедрение единой комплексной системы их сопровождения и поддержки с момента проявления признаков инвалидности, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий, позволяющих осуществлять действенный мониторинг социального положения лиц с инвалидностью, всестороннюю оценку их жизненных условий, разработку и реализацию индивидуальных программ развития, а также своевременно оказывать необходимую медико-социальную помощь;
повышение уровня и качества медицинской помощи, эффективности скрининговых обследований по раннему выявлению заболеваний и расширению профилактических мероприятий, предусматривающих также раннее выявление и предупреждение причин и условий роста врожденных аномалий и наследственных заболеваний;
усиление адресной социальной защиты лиц с инвалидностью, расширение оказываемых им медико-социальных услуг и материальной помощи, направленных на улучшение жилищно-бытовых и других условий проживания, повышение эффективности мер по их медико-социальной реабилитации, в том числе обеспечению качественными вспомогательными и техническими средствами реабилитации;
создание необходимых условий для усиления взаимосвязи лиц с инвалидностью с семьей, обществом и государством, их пребывания в благоприятной среде, беспрепятственного доступа к городскому
пассажирскому транспорту, объектам социальной и другой инфраструктуры;
совершенствование системы инклюзивного образования и трудоустройства лиц с инвалидностью, обеспечивающей их вовлечение и активное участие в социально-экономической жизни общества;
обеспечение открытости и прозрачности деятельности уполномоченных государственных органов, упрощение прохождения процедур в сфере установления инвалидности и оказания медико-социальной помощи, развитие государственно-частного и социального партнерства в сфере оказания медикосоциальных услуг и социальной реабилитации лиц с инвалидностью;
укрепление материально-технической базы медико-социальных учреждений, развитие системы оказания медико-социальной помощи в домах-интернатах «Мурувват» и «Саховат», направленных на улучшение качества жизни опекаемых, повышение эффективности их реабилитации и социализации;
модернизацию, техническое и технологическое обновление предприятий по производству протезно-ортопедических изделий и технических средств реабилитации, в том числе с привлечением иностранных инвестиций и кредитов, внедрение современных стандартов их изготовления;
совершенствование системы подготовки высококвалифицированных специалистов на основе передовых достижений современной медицины и науки, стандартов качества диагностики, лечения и реабилитации, улучшение мер оздоровительного характера, пропаганды культуры ведения здорового и активного образа жизни;
активизацию научных исследований в сфере государственной поддержки лиц с инвалидностью, в том числе направленных на применение эффективных критериев установления инвалидности.
3. Утвердить Программу комплексных мер по дальнейшему совершенствованию системы поддержки лиц с инвалидностью и усилению гарантий защиты их прав и свобод (далее - Программа) согласно приложению.
4. Кабинету Министров Республики Узбекистан принять меры по обеспечению:
создания в областных, районных центрах специальных курсов по обучению языку жестов и азбуки Брайля на базе общеобразовательных школ с привлечением специалистов в этой сфере в целях повышения грамотности лиц с инвалидностью, в том числе взрослых;
расширения возможностей применения языка жестов и азбуки Брайля, в том числе предусматривающее стимулирование публикаций соответствующих материалов, создание аудио книг и внедрение их в значимых сферах;
создания специальных программ на государственном языке для различного программного обеспечения, в том числе компьютерных операционных систем, с целью воспроизведения голосов для лиц с нарушениями органов зрения, их дальнейшего свободного распространения, установки в образовательных учреждениях и других организациях, где учатся и работают данные лица, а также нахождения потенциальных спонсоров для создания такой программы;
внедрения на официальных веб-сайтах государственных органов и организаций дополнительных возможностей для лиц с инвалидностью, связанных с доступным ознакомлением размещенной на них информацией и пользованием услуг;
принятия мер по повышению на местах эффективности социальной защиты и интеграции лиц с инвалидностью, направленных на поэтапное обеспечение доступности, в том числе оснащения общественного транспорта специальными средствами для создания удобств лицам с инвалидностью, включая пандусы, отдельные места, озвучивание остановок и маршрута, электронное информационное табло.
5. Установить, что с 1 марта 2018 года запрещается приобретение городских пассажирских транспортных средств, не приспособленных для лиц с инвалидностью.
Министерству внутренних дел, Министерству здравоохранения, Узбекскому агентству автомобильного и речного транспорта совместно с АО «Узавтосаноат» и ОСО «Ватанпарвар» в двухмесячный срок внести предложения по:
организации подготовки и переподготовки водителей автомототранспортных средств - лиц с инвалидностью;
обеспечению переоснащения специальным оборудованием легковых автомобилей отечественного производства, приспособленных для эксплуатации лицами с инвалидностью.
6. Ввести, начиная с 2018/2019 учебного года, порядок, в соответствии с которым для лиц с инвалидностью дополнительно выделяется двухпроцентная квота приема в высшие образовательные учреждения от общего количества приема абитуриентов.
Министерству высшего и среднего специального образования совместно с Министерством экономики и другими заинтересованными ведомствами до 1 апреля 2018 года внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект положения о порядке приема в высшие образовательные учреждения лиц с инвалидностью на квотированной основе.
7. Установить с 1 января 2018 года ставку фиксированного налога независимо от вида деятельности и места его осуществления для индивидуальных предпринимателей, являющихся лицами с инвалидностью I и II группы, в размере 50 процентов минимальной заработной платы в месяц, а за каждого нанятого индивидуальным предпринимателем работника из числа лиц с инвалидностью I и II группы - в размере 15 процентов минимальной заработной платы в месяц.
8. Кабинету Министров, в рамках реализации Концепции административной реформы в Республике Узбекистан, обеспечить пересмотр деятельности Министерства здравоохранения, Министерства занятости и трудовых отношений, Министерства народного образования и других уполномоченных ведомств с подготовкой предложений, направленных на:
образование специализированного органа при Министерстве здравоохранения, ответственного за социальную защиту престарелых, лиц с инвалидностью и других социально уязвимых категорий населения, в том числе координацию оказываемых им услуг с их полноценным и комплексным сопровождением;
создание на базе специализированного органа единой всеохватывающей системы определения инвалидности;
введение порядка инспектирования и проверки соответствия инвалидности лиц, оформивших соответствующие документы;
упразднение неэффективных подразделений, не отвечающих требованиям проводимых реформ, с передачей соответствующей штатной численности вновь образуемому специализированному органу.
9. В целях улучшения положения лиц с инвалидностью, повышения качества медико-социальной помощи и реабилитации, модернизации и технологического обновления производств протезно-ортопедических изделий и технических средств реабилитации создать Фонд поддержки лиц с инвалидностью при Министерстве здравоохранения Республики Узбекистан (далее - Фонд).
Министерству здравоохранения совместно с Министерством финансов Республики Узбекистан в двухмесячный срок разработать и внести на утверждение в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект постановления по организации деятельности Фонда, предусмотрев его формирование, в том числе за счет части средств от штрафов, налагаемых за нарушения прав лиц с инвалидностью.
10. Внедрить в практику использование с 1 июня 2018 года единого электронного реестра лиц с инвалидностью, включающего комплексную информацию о данных лицах, назначенных размерах и видах денежных выплат, выданных технических средствах реабилитации, протезно-ортопедических изделиях и лекарственных средствах, оказанных социальных услугах и предоставленных льготах, а также позволяющего оперативно получать информацию о состоянии дел в этой сфере, осуществлять обмен данными между государственными органами, предупреждать нецелевое расходование бюджетных средств и факты злоупотреблений.
11. Государственному комитету по архитектуре и строительству, Государственному комитету по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру, Государственному комитету по автомобильным дорогам, Узбекскому агентству автомобильного и речного транспорта, другим заинтересованным ведомствам принять меры по усилению архитектурно- строительного надзора при проектировании и строительстве объектов, а также обеспечению принципа неотвратимости ответственности за несоблюдение требований по обеспечению доступа к ним лиц с инвалидностью.
12. Рекомендовать:
руководителям государственных органов всех уровней, органам самоуправления граждан, предприятиям, организациям и учреждениям обеспечить расширение практики приема на работу лиц с инвалидностью, а также заключения договоров на поставку товаров, работ и услуг с предприятиями обществ лиц с инвалидностью;
Национальной телерадиокомпании Узбекистана, Узбекскому агентству по печати и информации, Национальному информационному агентству Узбекистана и другим средствам массовой информации организовать сопровождение выпускаемых новостей, телепередач и видеофильмов субтитрами или сурдопереводом, расширение изданий со специальным шрифтом, способствующих повышению доступа лиц с инвалидностью к получению информации и обеспечению их досуга.
13. Министерству здравоохранения совместно с:
а) Министерством занятости и трудовых отношений, Министерством народного образования, Министерством финансов, Министерством высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан, Советом Федерации профсоюзов Узбекистана до 1 марта 2018 года внести в установленном порядке предложения по коренному совершенствованию порядка установления инвалидности, направленные, в первую очередь, на:
пересмотр механизмов установления инвалидности и ее сроков, в том числе предусматривающего порядок оформления документов с обязательным обоснованием и разъяснением содержащихся в них значимых фактов;
внедрение в систему определения инвалидности механизма поддержки заявителя, имеющего ее явные признаки, до установления инвалидности, исключив при этом бремя доказывания им наличия данного факта;
обеспечение прозрачности и доступности, упрощение порядка и сокращение сроков прохождения необходимых процедур с исключением коррупциогенных факторов;
обеспечение включения в медицинских заключениях информации, необходимой для жизнедеятельности лиц с инвалидностью, в том числе о возможности управления автотранспортными средствами;
конкретизацию и расширение возможности подачи документов на назначение инвалидности без прохождения специального лечения для отдельных категорий лиц с инвалидностью, в том числе предусматривающих отмену обязательного нахождения на стационарном лечении для категорий инвалидности, которые можно выявить без проведения медицинского обследования;
б) Министерством занятости и трудовых отношений, Министерством финансов и Министерством экономики Республики Узбекистане в срок до 1 марта 2018 года обеспечить пересмотр критериев присвоения инвалидности и порядка выплаты пенсий, пособий по инвалидности с учетом:
необходимости перехода на международные стандарты определения инвалидности, обеспечения содействия социальной интеграции лиц с инвалидностью и выплаты им пенсий, пособий по инвалидности;
расширения возможности выхода на пенсию и получения пособий лицам, ухаживающими за отдельными категориями лиц с инвалидностью, в том числе с тяжелыми психическими расстройствами, а также льготного выхода на пенсию для отдельных категорий лиц с инвалидностью.
14. Государственному комитету по инвестициям, Министерству здравоохранения совместно с Министерством иностранных дел, Министерством финансов, Министерством экономики Республики Узбекистан и другими заинтересованными ведомствами в трехмесячный срок определить ведущих зарубежных производителей протезно-ортопедических изделий и технических средств реабилитации с последующим проведением переговоров в части привлечения иностранных инвестиций в данную сферу, в том числе путем содействия в модернизации действующих предприятий, создания в республике новых производств с применением современных технологий.
15. Определить, что руководители министерств и ведомств несут персональную ответственность за своевременное и эффективное исполнение настоящего Указа, включая реализацию мероприятий, предусмотренных Программой.
16. Министерству здравоохранения совместно с Министерством занятости и трудовых отношений, другими заинтересованными ведомствами в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.
17. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер- министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и Генерального прокурора Республики Узбекистан Абдуллаева И.Б.
Президент
Республики Узбекистан Ш.Мирзиёев