07.11.2017
Указ Президента Республики Узбекистан от 7 ноября 2017 года №УП-5229
За последнее время принят ряд нормативно-правовых актов, направленных на улучшение обеспечения населения и учреждений здравоохранения доступными лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и медицинской техникой.
Вместе с тем проведенное изучение фактического положения дел в фармацевтической отрасли показало отсутствие системного мониторинга и контроля за обеспечением лечебных учреждений и населения лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, должного учета и анализа состояния медицинской техники в государственных учреждениях здравоохранения.
Не выработана единая стратегия устойчивого развития фармацевтической отрасли и не обеспечивается должная координация деятельности отечественных фармацевтических предприятий, в том числе по выпуску соответствующей продукции с учетом имеющейся потребности в них населения и учреждений здравоохранения.
Широко распространенная практика выпуска лекарственных средств и изделий медицинского назначения с использованием импортного сырья, представляющего собой практически готовую продукцию, и низкий уровень технологических процессов препятствуют организации отечественного производства высококачественной и конкурентоспособной фармацевтической продукции.
В целях улучшения условий для развития фармацевтической деятельности, дальнейшего повышения уровня обеспеченности населения и учреждений здравоохранения доступными качественными лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и медицинской техникой, внедрения единой системы координации их производства, ввоза и реализации:
1. Создать Агентство по развитию фармацевтической отрасли при Министерстве здравоохранения Республики Узбекистан (далее – Агентство).
2. Одобрить предложение Министерства здравоохранения, Министерства экономики, Министерства финансов и Государственного комитета Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции о передаче Агентству:
Государственного центра экспертизы и стандартизации лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники Министерства здравоохранения Республики Узбекистан;
Узбекского химико-фармацевтического научно-исследовательского института;
Ташкентского научно-исследовательского института вакцин и сывороток;
Научно-исследовательского института «Восточная медицина».
3. Основными задачами Агентства определить:
разработку и реализацию стратегии устойчивого развития фармацевтической отрасли, в том числе посредством внедрения государственно-частного партнерства, координацию деятельности фармацевтических предприятий и организаций, осуществление программ обеспечения населения и государственных учреждений здравоохранения лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и медицинской техникой;
организацию изучения конъюнктуры фармацевтического рынка, оказание содействия в освоении производства новых видов высококачественных, конкурентоспособных на внутреннем и внешних рынках лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники, продвижении их на мировые рынки;
проведение системного анализа состояния обеспеченности населения и государственных учреждений здравоохранения лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и медицинской техникой, в том числе отечественного производства, выработку на его основе предложений по дальнейшему насыщению внутреннего рынка и локализации производства;
содействие в модернизации оборудования и технологическом перевооружении предприятий фармацевтической отрасли, широкое привлечение иностранных инвестиций, в том числе средств зарубежных и международных финансовых институтов;
организацию проведения научно-исследовательских работ для дальнейшего внедрения инновационных технологий в процессы производства лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники;
непосредственное участие в разработке предложений по совершенствованию Перечня социально значимых лекарственных средств и изделий медицинского назначения, а также подготовку и внесение предложений по установлению на них фиксированных цен;
оказание содействия отечественным производителям лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники в организации сотрудничества с ведущими иностранными фармацевтическими компаниями;
содействие в разработке критериев для признания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники продукцией отечественного производства;
государственную регистрацию лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники;
обеспечение учета и ведения реестра медицинской техники, эксплуатируемой в государственных учреждениях здравоохранения, и анализ их состояния;
организацию централизованной закупки лекарственных средств, изделий медицинского назначения, медицинской техники и специального медицинского автотранспорта для государственных учреждений здравоохранения;
создание и обеспечение функционирования сети социальных аптек Министерства здравоохранения Республики Узбекистан (далее – социальные аптеки);
координацию внедрения международных стандартов в фармацевтическую отрасль.
4. Установить, что:
Агентство является самостоятельным юридическим лицом, имеет баланс, счета в банковских учреждениях, печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан;
Агентство возглавляется директором, назначаемым и освобождаемым от должности Президентом Республики Узбекистан;
директор Агентства имеет заместителей, назначаемых и освобождаемых от должности министром здравоохранения по согласованию с Президентом Республики Узбекистан;
директор Агентства по статусу, условиям бытового, медицинского и транспортного обслуживания приравнивается к первому заместителю министра здравоохранения Республики Узбекистан;
деятельность Агентства финансируется за счет Государственного бюджета Республики Узбекистан и других источников, не запрещенных законодательством.
5. Предоставить Агентству право:
координировать работу государственных органов и иных организаций по вопросам разработки и реализации комплекса мер, предусматривающих развитие фармацевтической отрасли страны;
запрашивать и получать документы, статистические данные, отчеты, аналитические материалы, заключения и иную информацию от государственных органов и иных организаций по вопросам, относящимся
к компетенции Агентства;
осуществлять государственную регистрацию и сертификацию лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники, в том числе импортируемых из зарубежных стран в установленном порядке;
привлекать в рамках выполнения возложенных на Агентство задач высококвалифицированных сотрудников государственных органов и организаций, негосударственных организаций, ведущих проектных институтов, научно-образовательных учреждений, а также международных организаций, иностранных компаний и специалистов;
осуществлять прямой обмен информацией с уполномоченными органами зарубежных государств по вопросам развития фармацевтической отрасли;
согласовывать вопросы создания и дальнейшего совершенствования деятельности свободных экономических зон фармацевтической отрасли, а также управления ими;
осуществлять в установленном порядке издательскую деятельность, выпускать и распространять информационные материалы, периодические издания и другую печатную продукцию;
проводить сертификацию фармацевтических предприятий на соответствие правилам GMP;
повышать квалификацию специалистов фармацевтической отрасли.
6. Кабинету Министров Республики Узбекистан в десятидневный срок утвердить:
организационную структуру Агентства, организационно-штатные структуры центрального аппарата Агентства и его территориальных подразделений;
Положение об Агентстве по развитию фармацевтической отрасли при Министерстве здравоохранения Республики Узбекистан;
Положение о критериях оценки эффективности деятельности Агентства по развитию фармацевтической отрасли при Министерстве здравоохранения Республики Узбекистан.
7. Министерству финансов Республики Узбекистан по обоснованным расчетам выделить в 2017 году и ежегодно предусматривать в расходах Государственного бюджета Республики Узбекистан средства на финансирование деятельности Агентства.
8. Государственному комитету Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции и хокимияту города Ташкента в двухнедельный срок обеспечить Агентство зданием, необходимым для выполнения возложенных на него задач.
9. Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан в установленном порядке обеспечить Агентство необходимыми средствами связи, включая правительственную.
10. Согласиться с предложением:
а) членов ГАК «Узфармсаноат» о ликвидации концерна с передачей его имущества и других товарно-материальных ценностей Агентству;
б) Министерства здравоохранения Республики Узбекистан о:
переименовании Республиканского внешнеэкономического государственного предприятия «O‘zmedeksport» Министерства здравоохранения в государственное унитарное предприятие «O‘zmedimpeks» Агентства по развитию фармацевтической отрасли при Министерстве здравоохранения Республики Узбекистан (далее – ГУП «O‘zmedimpeks»);
передаче государственных долей в уставном капитале АО «Узмедлизинг» в оперативное управление ГУП «O‘zmedimpeks» с наделением его функциями акционера по государственной доле.
11. Определить, что ГУП «O‘zmedimpeks» является:
единым поставщиком социально значимых лекарственных средств и изделий медицинского назначения по перечню, определяемому Министерством здравоохранения Республики Узбекистан, медицинской техники и специального медицинского автотранспорта для государственных учреждений здравоохранения, независимо от источника финансирования, а также агентом по их хранению, обработке и доставке;
рабочим органом тендерных комиссий по закупке лекарственных средств, изделий медицинского назначения, медицинской техники и специального медицинского автотранспорта в рамках инвестиционных проектов, реализуемых за счет кредитов, грантов международных финансовых институтов, а также других источников, не запрещенных законодательством.
12. Министерству здравоохранения Республики Узбекистан, ГУП «O‘zmedimpeks», Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента в срок до 1 января 2018 года утвердить дислокацию социальных аптек на базе государственных учреждений здравоохранения (районных (городских) медицинских объединений, сельских семейных поликлиник, сельских врачебных пунктов), а также пустующих зданий, помещений, находящихся в государственной собственности, с последующим обеспечением в срок до 1 декабря 2018 года их повсеместного функционирования с учетом проведения при необходимости капитально-восстановительных работ.
Министерству финансов Республики Узбекистан направить в 2017–2018 годах необходимые средства из внебюджетного Фонда развития материально-технической базы образовательных и медицинских учреждений для оснащения социальных аптек в соответствии с утвержденными нормативами.
13. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента:
совместно с Министерством здравоохранения и Государственным комитетом Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции обеспечивать по заявкам ГУП «O‘zmedimpeks» предоставление в безвозмездное пользование помещений и другого имущества государственной собственности, в том числе для создания социальных аптек;
выделить за счет бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента средства на капитальный ремонт, а также устройство инженерной инфраструктуры, благоустройство территорий и разработку проектной документации социальных аптек.
14. Министерству экономики и Министерству здравоохранения Республики Узбекистан предусмотреть в Инвестиционной программе Республики Узбекистан на 2018 год выделение лимитов централизованных капитальных вложений в соответствии с утвержденной и прошедшей экспертизу проектно-сметной документацией для строительства и реконструкции социальных аптек.
15. Упразднить Республиканскую комиссию по контролю за обеспечением лечебных учреждений и населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, образованную постановлением Президента Республики Узбекистан от 31 октября 2016 года № ПП–2647, возложив ее функции на Министерство здравоохранения Республики Узбекистан.
Установить, что фиксированные цены на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, включенные в Перечень социально значимых лекарственных средств и изделий медицинского назначения, устанавливаются Министерством здравоохранения по предложениям ГУП «O‘zmedimpeks», согласованным с Государственным комитетом Республики Узбекистан по инвестициям.
16. Освободить ГУП «O‘zmedimpeks» сроком до 1 января 2023 года от уплаты всех видов налогов и обязательных платежей в государственные целевые фонды, а также от уплаты таможенных платежей (за исключением сборов за таможенное оформление) по контрактам на поставку лекарственных средств, изделий медицинского назначения, медицинской техники и специального медицинского автотранспорта по заявкам Министерства здравоохранения Республики Узбекистан.
17. Министерству здравоохранения Республики Узбекистан в трехмесячный срок:
совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами разработать и реализовать комплекс мер, предусматривающий совершенствование порядка регистрации, ценообразования на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, введение в законодательство четкого определения понятия «in bulk» продукции;
совместно с Государственным комитетом по инвестициям, Государственным комитетом Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции, другими заинтересованными ведомствами утвердить порядок установления фиксированных цен на социально значимые лекарственные средства и изделия медицинского назначения, а также регулируемых цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения с учетом требований настоящего Указа;
совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект нормативно-правового акта об утверждении критериев признания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники продукцией отечественного производства с учетом их соответствия международным и национальным стандартам;
со дня утверждения критериев признания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники продукцией отечественного производства провести технологический аудит производств лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники на предмет признания их продукцией отечественного производства;
внести предложения по созданию единого логистического центра по ввозу лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники;
провести изучение эффективности деятельности групп реализации проектов, созданных в рамках инвестиционных проектов, реализуемых в системе Министерства здравоохранения Республики Узбекистан.
18. Принять к сведению, что в соответствии с Концепцией административной реформы в Республике Узбекистан, утвержденной Указом Президента Республики Узбекистан от 8 сентября 2017 года № УП–5185, критически пересматриваются деятельность и структура Министерства здравоохранения Республики Узбекистан.
В ходе данной работы особое внимание обратить на коренное совершенствование системы финансирования органов и учреждений здравоохранения, предусмотрев повышение самостоятельности Министерства здравоохранения Республики Узбекистан при формировании бюджета, распределении и расходовании бюджетных средств.
19. Разрешить ГУП «O‘zmedimpeks», в порядке исключения, помещать ввозимые лекарственные средства, изделия медицинского назначения, медицинскую технику и специальный медицинский автотранспорт на собственные и арендуемые склады под таможенные режимы «временное хранение» и «таможенный склад» с принятием руководством ГУП «O‘zmedimpeks» обязательств по обеспечению надлежащих условий их хранения.
20. Государственному таможенному комитету Республики Узбекистан в месячный срок передать ГУП «O‘zmedimpeks» в безвозмездное пользование здания и сооружения таможенного склада, расположенного по адресу:
город Ташкент, Мирзо-Улугбекский район, улица Э.Мараимова, дом 50.
21. Государственному комитету Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции и хокимияту города Ташкента в месячный срок внести предложения по обеспечению ГУП «O‘zmedimpeks» зданиями и помещениями, необходимыми для выполнения возложенных задач.
22. Министерству здравоохранения совместно с Министерством юстиции, другими заинтересованными ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.
23. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н., Государственного советника Президента Республики Узбекистан Юнусходжаева А.Н. и Генерального прокурора Республики Узбекистан Абдуллаева И.Б.
Президент
Республики Узбекистан Ш.Мирзиёев