14.12.2016
Выступление Шавката Мирзиёева на торжественной церемонии вступления в должность Президента Республики Узбекистан на совместном заседании палат Олий Мажлиса
Дорогие соотечественники!
Уважаемые Председатель Сената и сенаторы!
Уважаемые Спикер и депутаты!
Дамы и господа!
Прежде всего, обращаясь к вам и в вашем лице ко всему нашему народу, позвольте еще раз от всего сердца выразить искреннюю признательность всем соотечественникам, которые оказали мне высокое доверие, избрав Президентом Республики Узбекистан.
Сегодня с этой высокой трибуны я выражаю огромную благодарность проживающим в нашей стране представителям разных наций и народностей, почтенным ветеранам, уважаемым женщинам, молодому поколению. Считаю своим долгом низко поклониться нашему трудолюбивому и великодушному народу.
Оказанное нашим народом и страной столь высокое доверие – для меня большая честь и вместе с тем огромная ответственность.
Хочу заверить вас: чтобы оправдать такое высокое, ни с чем не сравнимое доверие народа, я приложу все свои силы, потенциал, знания и опыт, посвятив этому благородному делу всю свою жизнь.
Выражаю особую признательность всем членам Либерально-демократической партии Узбекистана, которые выдвинули меня кандидатом на выборах Президента Республики Узбекистан и поддерживали в течение всей избирательной кампании.
Хочу еще раз выразить свою благодарность участвовавшим в проходивших на альтернативной основе выборах председателю Центрального совета Народно-демократической партии Узбекистана Хатамжону Кетмонову, председателю Центрального совета Демократической партии Узбекистана «Миллий тикланиш» Сарвару Отамуратову и председателю Политического совета Социал-демократической партии «Адолат» Наримону Умарову.
Пользуясь возможностью, с глубокой признательностью и большим уважением благодарю всех направивших свои поздравления и добрые пожелания руководителей зарубежных государств, международных организаций, политических и общественных деятелей, а также участвующих в сегодняшнем заседании глав дипломатических представительств зарубежных государств в Узбекистане, которые постоянно, в том числе и в процессе выборов, проявляют свое дружеское отношение к нашей стране.
Уважаемые соотечественники!
Всем известно, что каждое суверенное государство имеет свою неповторимую историю и культуру, подлинным творцом и созидателем которых по праву является народ. Эту истину ярко подтверждает многовековая история Узбекистана и последний, 25-летний период его свободного развития, путь прогресса, направленный на укрепление независимости и государственного суверенитета.
Мощной и решающей силой такого созидательного процесса, несомненно, является наш многонациональный народ. Все мы хорошо знаем, какие сложные времена, какие нелегкие испытания пришлось пережить узбекскому народу в его многовековой истории. Новейшая история Узбекистана и достигнутые нами огромные успехи дают нам все основания с уверенностью сказать, что наш народ, обладающий мужеством и силой, несгибаемой волей и решительностью, способен преодолеть любые трудности и испытания на своем пути.
Мы будем бережно хранить в своем сердце и вечно чтить светлую память о наших предках. Мы гордимся своими учителями и наставниками, нашими современниками, которые, проявив твердую волю, самоотверженность и мужество, посвятили свою жизнь делу всестороннего развития и процветания нашей дорогой Родины.
Сегодня я призываю палаты Олий Мажлиса, политические партии и движения, общественные организации, весь наш народ объединить усилия на пути к достижению единой цели, завещанной нам Первым Президентом Республики Узбекистан, уважаемым Исламом Абдуганиевичем Каримовым.
Эта благородная цель – построение последовательно и динамично развивающегося, свободного и процветающего, демократического государства.
Узбекистан сегодня занимает достойное место и имеет большой авторитет в мировом сообществе. Мы открыты для тесного сотрудничества и практического диалога со всеми государствами мира. Еще одним ярким и убедительным подтверждением этого стали прошедшие в нашей стране демократические выборы.
Вам хорошо известно, что в наблюдении за выборами участвовали около 600 наблюдателей от 5 авторитетных международных организаций и 46 государств мира. Особенно следует отметить, что впервые в нашу страну прибыла полномасштабная миссия Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Около 200 представителей этой международной структуры, приехавших из 32 стран, наблюдали за избирательным процессом именно с точки зрения соблюдения демократических принципов.
На выборах наш народ ярко продемонстрировал свое волеизъявление, высокое политическое сознание и активную гражданскую позицию. Это, в свою очередь, является наглядным выражением большой уверенности и ответственности нашего народа по отношению к своей судьбе и будущему. Результаты выборов мы, прежде всего, воспринимаем как объективную и правдивую оценку, которую дали наши соотечественники осуществляемым в Узбекистане демократическим реформам, намеченной на ближайшую и долгосрочную перспективу стратегической программе развития.
Все иностранные наблюдатели открыто и единодушно признали, что выборы прошли в атмосфере здоровой межпартийной конкуренции и борьбы, в полном соответствии с требованиями национального законодательства и общепризнанными международными избирательными стандартами, в духе открытости и гласности. На днях это вновь констатировала и Центральная избирательная комиссия в своих итоговых заключениях по результатам выборов. Вне всякого сомнения, всех нас радует такое высокое признание, такая высокая оценка.
Дорогие друзья!
Вступая сегодня в должность Президента Республики Узбекистан, чтобы продолжить огромную по своим масштабам работу, начатую великим государственным и политическим деятелем, нашим дорогим учителем Исламом Каримовым, я всесторонне, глубоко осознаю, насколько сложно и ответственно управление таким большим 32-миллионным народом, такой большой страной, какая колоссальная ответственность возложена на меня как на главу государства.
Первый Президент нашей страны своей многогранной политической деятельностью, благородными качествами оставил яркий, неизгладимый след в многовековой истории нашей Родины. Руководитель нашей страны прославился как выдающаяся личность и государственный деятель, по праву пользовавшийся огромным уважением и авторитетом не только в Узбекистане, но и на международной арене.
Поэтому сегодня от многих тысяч наших соотечественников поступают пожелания и предложения по увековечению памяти нашего Первого Президента. Все они в настоящее время всесторонне изучаются, и будет принято соответствующее постановление.
Уважаемые участники заседания!
Принимая на себя огромную ответственность возглавить Узбекистан в нынешних непростых условиях стремительно расширяющейся глобализации, усиливающихся столкновений различных интересов на международной арене, в сложной обстановке продолжающегося мирового финансово-экономического кризиса, я прежде всего буду опираться на наш мудрый, многое повидавший на своем веку народ, на ваши, мои дорогие, доверие, помощь и содействие.
Всем вам известно, что в преддверии выборов я провел множество встреч и бесед с избирателями, представителями разных слоев населения. Эти открытые беседы, высказанные в ходе них практические предложения, законные требования и принятые на их основе конкретные меры – все это, скажу откровенно, также стало для меня большой школой жизни. Выводы, сделанные по итогам этих встреч, будут для меня руководством в очень важной и ответственной деятельности на посту Президента страны.
Сегодня само время ставит перед всеми нами, и в первую очередь передо мной как руководителем государства, новые и чрезвычайно сложные задачи.
Во-первых, мы неуклонно и последовательно продолжим начатый Первым Президентом нашей страны Исламом Каримовым путь широкомасштабных политических, экономических и социальных реформ. Этот путь является прочной основой для построения свободного, демократического государства, формирования гражданского общества, повышения экономической мощи и дальнейшего развития нашей Родины.
Как Президент страны считаю своим важнейшим долгом и задачей твердо и неукоснительно выполнять требования Конституции Республики Узбекистан, обеспечивать верховенство закона, осуществлять внутреннюю и внешнюю политику, гарантирующую права и свободы граждан.
Конечно, всем вам известно, что свое видение практической реализации этих фундаментальных принципов я изложил в докладе на торжественном собрании, посвященном 24-летию Конституции страны.
В связи с этим прошу Спикера и депутатов Законодательной палаты, Председателя Сената и сенаторов совместно со службами государственных советников Президента и правительством разработать комплекс конкретных мер по дальнейшему совершенствованию и укреплению правовых реформ и преобразований в нашей стране.
Во-вторых, считаю своей приоритетной задачей беречь как зеницу ока и укреплять царящую в нашем обществе атмосферу межнационального и гражданского согласия, взаимопонимания и дружбы.
Как известно, в нашей стране надежно гарантированы свобода совести и убеждений, права представителей разных национальностей, укрепляется религиозная толерантность. В настоящее время в Узбекистане в мире и согласии проживают представители более 130 наций и народностей, свободно осуществляют свою деятельность религиозные организации 16 конфессий.
Вопросам дальнейшего укрепления дружбы и сплоченности в республике, обеспечения равных прав всем гражданам независимо от их национальности, вероисповедания и убеждений мы и впредь будем придавать первостепенное значение. Мы в Узбекистане считаем абсолютно недопустимым распространение экстремистских и радикальных идей, сеющих раздор между представителями разных национальностей.
Все более обостряющиеся сегодня в некоторых регионах мира кровопролитные столкновения и конфликты, угрозы терроризма и экстремизма требуют от нас быть постоянно бдительными. В центре нашего внимания всегда будут находиться такие имеющие решающее значение задачи, как обеспечение безопасности и неприкосновенности границ Узбекистана, укрепление обороноспособности страны, недопущение к нашему порогу никаких деструктивных сил.
Считаю необходимым сегодня еще раз повторить принципиально важную мысль: Узбекистан и его мудрый, великодушный народ всегда занимали и занимают твердую позицию, заключающуюся в проведении миролюбивой политики, реализации принципов уважения национальных и общечеловеческих ценностей. Однако, если это будет необходимо, мы способны дать решительный отпор любым попыткам посягнуть на суверенитет и независимость нашей страны, нарушить мирную и спокойную жизни народа.
Обращаясь к нашему народу, хочу подчеркнуть, что в этом ни у кого не должно быть никаких сомнений. Для этого у нас достаточно и сил, и мощи.
Пользуясь случаем, выражаю искреннюю благодарность рядовым и сержантам, офицерам и генералам Вооруженных Сил, Службы национальной безопасности, пограничных и внутренних войск, всем нашим военнослужащим за преданность воинской присяге и своему священному долгу.
Уверен, что вы и впредь будете являть всем нам пример высокого профессионального мастерства, мужества, отваги и патриотизма, сохраните верность своему долгу по защите и укреплению мира и стабильности в нашей стране.
Прошу Совет безопасности при Президенте Республики Узбекистан совместно с руководством Министерства обороны и других структур в ближайшее время представить на рассмотрение комплекс мер по подготовке и достойному празднованию 25-летия Вооруженных Сил нашей страны. При этом целесообразно внести также предложения о награждении достойных военнослужащих не только недавно учрежденными нагрудными знаками, но и высокими государственными наградами.
В-третьих, считаю, что первостепенной задачей для нас является еще более широкое утверждение в нашей жизни справедливости, которую наш народ испокон веков ценит превыше всего. Наполненные глубоким смыслом слова нашего великого предка Амира Темура «Пусть справедливость будет нашим спутником и руководством в каждом деле!» должны прочно войти в жизнь каждого из нас.
Это является непосредственной задачей, прежде всего, для руководителей и работников органов государственной власти и управления, всей судебной системы, прокуратуры, органов внутренних дел, контролирующих органов, а также Уполномоченного Олий Мажлиса по правам человека.
Мы должны принять решительные меры по противодействию и предупреждению коррупции в нашем обществе, различных преступлений и правонарушений, обеспечению на практике постулата закона о том, что наказание за преступление неотвратимо.
Я убежден, что депутаты и сенаторы, широкая общественность, весь наш народ обязательно поддержат соответствующие действия нашего государства в рамках строительства правового демократического общества.
Уверен, что активное участие в реализации Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране будут принимать, как и ранее, органы самоуправления граждан ― махалли, а также негосударственные некоммерческие организации, свободные и объективные средства массовой информации. В воплощении в жизнь важного принципа «От сильного государства ― к сильному гражданскому обществу» мы, прежде всего, будем опираться на силы и потенциал таких гражданских институтов.
В связи с этим особое внимание мы будем уделять укреплению института общественного контроля как важнейшей основы народовластия, а именно – обеспечению исполнения требований, закрепленных в статье 32 Конституции нашей страны, законах «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления», «О социальном партнерстве».
В столь важном деле мы надеемся и опираемся на советы и активное содействие всех наших граждан, прежде всего представителей старшего поколения, наших умудренных жизнью и обладающих огромным опытом ветеранов. Именно благодаря их самоотверженному труду в свое время в нашей стране были возведены и модернизированы крупные индустриальные комплексы. Их интеллектуальным потенциалом и усилиями были организованы новые, основанные на высоких технологиях отрасли промышленности, построены уникальные объекты инфраструктуры, сформировано фермерское движение, осуществлено кардинальное преображение облика наших городов и сел.
Благодаря огромной любви и преданности Родине таких людей были созданы прочные основы нашего независимого государства.
Пользуясь сегодняшней возможностью, позвольте выразить мое глубокое почтение и искренние пожелания долголетия, крепкого здоровья, счастья и благополучия нашим уважаемым ветеранам за их самоотверженный труд во имя процветания страны.
Хотел бы обратить ваше внимание на один вопрос: усиление внимания и заботы о представителях старшего поколения, людях почтенного возраста, увеличение размеров их пенсий, улучшение их медицинского обслуживания, социально-бытовых условий и впредь будут в ряду важнейших, приоритетных задач как Президента, так и нашего правительства, всех органов власти на местах.
В этих целях уже разработан и будет неукоснительно выполняться комплекс широкомасштабных мер по усилению государственной поддержки пенсионеров, одиноких престарелых и инвалидов. Будут приняты необходимые дополнительные меры по увеличению штата работников фондов «Нуроний» и «Махалла», укреплению их материально-технической базы, дальнейшему повышению роли и авторитета этих фондов в жизни нашего общества.
Наши дорогие женщины, заботливые матери, любящие супруги, прекрасные сестры, любимые дочери и внучки ― все они постоянно заботятся о нас, придают нам уверенности, сил и энергии для преодоления всех преград на нашем пути и достижения поставленных целей.
Мы в неоплатном долгу перед вами за вашу великую материнскую любовь, женскую заботу и милосердие.
Поэтому мы считаем своей важнейшей задачей активное продолжение государственной политики, направленной на охрану здоровья матерей и детей, обеспечение женщин работой с учетом условий их жизни и быта, облегчение их забот, повышение роли и авторитета в общественно-политической жизни страны.
Всем нам известно, что Узбекистан обладает богатыми природными ресурсами, мощным экономическим и человеческим потенциалом. Но все же самое большое наше богатство – это огромный интеллектуальный и духовный потенциал нашего народа. Мы хорошо знаем и высоко ценим заслуги нашей интеллигенции ― деятелей науки и техники, в первую очередь наших уважаемых академиков и профессоров, представителей культуры, литературы, искусства и спорта – в создании и приумножении этого великого потенциала.
Всесторонняя поддержка научных изысканий и творческой деятельности этих самоотверженных людей, создание для них необходимых условий должно стать нашей первостепенной задачей. В этих целях правительством будут разработаны и приняты конкретные меры.
Сегодня жизнеутверждающий призыв «Наши дети должны быть сильнее, умнее, мудрее и, конечно же, счастливее нас!» занял прочное место в сознании и сердце каждого из нас, родителей и широкой общественности. В настоящее время молодежь в возрасте до 30 лет составляет 32 процента населения страны, или 10 миллионов человек. Все мы гордимся тем, что наша молодежь по праву становится решающей силой сегодняшнего и завтрашнего дня, способной взять на себя ответственность за будущее Родины.
Мы должны довести до логического завершения проводимую в этом направлении широкомасштабную работу, в частности, принятые общенациональные программы в сфере образования и воспитания.
В связи с этим важнейшая задача правительства, соответствующих министерств и ведомств, наших уважаемых наставников, профессоров и преподавателей ― обеспечить молодежи качественное образование, воспитать ее физически здоровыми и духовно зрелыми личностями. Сама жизнь требует повысить уровень нашей работы, направленной на создание современных рабочих мест для наших юношей и девушек, что даст им возможность занять достойное место в обществе.
Мы неуклонно и решительно продолжим государственную молодежную политику. И не только продолжим, но и поднимем ее на еще более высокий уровень в соответствии с требованиями сегодняшнего дня.
Мы мобилизуем все силы и возможности нашего государства и общества для того, чтобы наша молодежь обладала самостоятельным мышлением, высоким интеллектуальным и духовным потенциалом, ни в одной сфере не уступала своим сверстникам из других стран, была счастлива и уверена в своем будущем.
В-четвертых, для нас всегда будет иметь стратегическое значение задача обеспечения роста нашей экономики устойчивыми темпами.
Прежде всего, мы должны еще больше усилить работу по реформированию и либерализации экономики, ускорить начатое структурное преобразование ее отраслей и сфер. Модернизация отраслей и регионов, повышение их конкурентоспособности, развитие экспортного потенциала всегда будут находиться в центре нашего внимания. Для этого надо еще более активно привлекать во все сферы иностранные инвестиции, передовые технологии, в том числе информационно-коммуникационные. Именно на этой основе мы сможем достичь увеличения до 2030 года объема валового внутреннего продукта более чем в 2 раза.
Вне всякого сомнения, важнейшими задачами для нас останутся вопросы реформирования сельского хозяйства и обеспечения продовольственной безопасности. Прежде всего, большое внимание будет уделено последовательному развитию агропромышленного комплекса и его локомотива, его движущей силы ― многопрофильных фермерских хозяйств.
Приоритетными задачами правительства, органов государственного управления и хокимиятов всех уровней станут сокращение присутствия государства в экономике до стратегически обоснованного уровня, решение комплекса вопросов, связанных с дальнейшим развитием и защитой частной собственности.
Еще одна важная задача ― это поддержка и стимулирование малого бизнеса и частного предпринимательства, дальнейшее повышение роли данного сектора в приумножении экономической мощи страны, укреплении мира и стабильности, согласия в обществе. Ведь не зря говорится, что предприниматель работает на благо не только свое и своей семьи, но и всего народа, и государства. Я не устану повторять простую, но вместе с тем важную мысль – если народ богат, то и государство будет богатым и сильным.
Поэтому воспрепятствование развитию предпринимательства впредь будет оцениваться как воспрепятствование государственной политике, политике Президента. Считаю важным и необходимым еще раз особо подчеркнуть нашу чрезвычайно принципиальную позицию в этом актуальном вопросе.
В ходе встреч с избирателями я глубоко убедился в том, что не только предприниматели, но и широкие слои нашего населения решительно поддерживают это требование.
В-пятых, эффективность осуществляемых нами экономических реформ и социальных преобразований в первую очередь будет измеряться тем, насколько они влияют на материальное благосостояние и благополучие населения, рост уровня и качества его жизни.
В этих целях нами запланированы и обязательно будут осуществлены конкретные меры по поэтапному увеличению размеров заработной платы, пенсий, пособий и стипендий.
Начиная с 2017 года будет внедрена новая система трудоустройства населения, прежде всего выпускников академических лицеев, профессиональных колледжей и высших учебных заведений.
В число стоящих перед нами актуальных задач входят расширение производства потребительских товаров и полное удовлетворение спроса на них населения, в том числе обеспечение в полном объеме продовольственной продукцией широкого ассортимента по приемлемым ценам.
В целях охраны здоровья людей, которое мы считаем нашим бесценным богатством, правительство должно уделять постоянное внимание реализации комплекса мер по кардинальному совершенствованию сферы здравоохранения, прежде всего деятельности учреждений первичного звена и сельских врачебных пунктов, дальнейшему развитию системы экстренной медицинской помощи и специализированных центров, оказывающих высокотехнологичные медицинские услуги.
В связи с этим на днях в системе Министерства здравоохранения был полностью обновлен и, можно сказать, усилен состав руководящих кадров.
В настоящее время принимаются конкретные меры по совершенствованию системы формирования цен на лекарственные средства и медицинские изделия, работа в этом направлении будет продолжена.
Реформы в данной сфере имеют особую значимость потому, что направлены на кардинальное повышение качества медицинского обслуживания населения и улучшение обеспечения лекарственными средствами.
Как вам известно, утверждены и приняты к исполнению некоторые из 15 целевых программ, рассчитанных на 2017-2021 годы, и в скором времени будет завершена работа по утверждению остальных.
Все эти программы объединяет одна цель ― решение в ближайшие 5 лет ряда актуальных задач по комплексному развитию населенных пунктов, особенно сел, районов и городов, формированию современной инженерно-коммуникационной, социальной и рыночной инфраструктуры.
В-шестых, своей важнейшей, приоритетной задачей я считаю принятие конкретных мер, направленных на развитие постоянного диалога с населением, изучение и претворение в жизнь его законных требований, запросов и предложений.
Будет налажена система отчетности по итогам соответствующей работы не только правительства, но и министерств, ведомств, хозяйственных объединений, а также хокимов, и в зависимости от результатов будет даваться оценка их деятельности.
В связи с этим я требую от каждого руководителя и должностного лица работать системно и эффективно именно на этой основе.
Вам известно, что 2017 год мы объявили в нашей стране Годом диалога с народом и интересов человека. Однако все мы, конечно, хорошо понимаем, что диалог с народом, общение с людьми, решение их проблем, обеспечение интересов человека ― это работа не на один год. Данный вопрос останется приоритетным и в следующие пять лет. Мы все должны это глубоко понять и всесторонне осознать.
Какие бы действия мы ни предпринимали на пути построения нового государства и общества, мы во всем советуемся с нашим народом.
Всех нас воспитал и взрастил народ. Именно народ оказал нам доверие и избрал нас руководителями.
А если это так, с кем мы должны вести диалог в первую очередь? С нашими людьми. Чьими советами должны руководствоваться в работе? Советами нашего народа. Только в этом случае мы получим его одобрение. И только в этом случае наши начинания будут эффективными. Когда нами будет доволен народ, то и Всевышний будет доволен.
В связи с этим хотел бы привести наполненное глубоким смыслом высказывание великого поэта и мыслителя Алишера Навои: «Если ты человек, то не называй человеком того, кто не заботится о судьбе своего народа». То есть, жить заботами людей ― самый важный критерий человечности. И того, кто далек от забот народа, нельзя считать человеком, подчеркивает наш великий предок.
Эти бессмертные слова полностью созвучны с нашей нынешней жизнью, нашими устремлениями и практическими делами.
Мы должны перейти на абсолютно новую в качественном отношении систему работы государственных органов с обращениями населения. В частности, с 2017 года начнет действовать система отчетности перед населением хокимов всех уровней, руководителей органов прокуратуры и внутренних дел.
Вместе с тем, как мы и ранее говорили, необходимо организовать и обеспечить полноценную деятельность «Народных приемных» в каждом районе и городе.
Следует четко определить правовой статус, полномочия и обязанности этих приемных и обеспечить, чтобы ни одно обращение граждан не осталось без внимания.
При оценке деятельности государственных органов и должностных лиц основным критерием для нас должно служить то, как обеспечивается законность, защищаются права и свободы граждан, насколько качественны и доступны для населения государственные услуги.
Хочу еще раз повторить: не народ служит государственным органам, а государственные органы должны служить народу.
В связи с этим мы должны повысить эффективность действующей системы критического анализа выполнения важнейших социально-экономических программ, целевых программ по отраслям и регионам, приоритетных инвестиционных проектов и других актуальных задач. Вместе с тем будет внедрена практика заслушивания Президентом персональных отчетов руководителей комплексов Кабинета Министров и отраслей экономики, хокимов.
Правительству и хокимиятам будет поручено совместно с министерствами и ведомствами в обязательном порядке реализовать разработанный по итогам встреч с избирателями и широкими слоями населения комплекс мер по решению насущных вопросов развития Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента на период 2017-2021 годы.
Считаю очень важным активно продолжать работу по всестороннему изучению обращений и жалоб граждан, поступающих не только на электронную почту и в приемную Премьер-министра, но и на имя Президента, и решению поднимаемых в них вопросов.
В целом результаты деятельности руководителей министерств и ведомств, хозяйственных объединений, хокимов впредь будут оцениваться не сухими экономическими цифрами, а в зависимости от того, как организованы диалог и работа с людьми, как решаются проблемы граждан, и на основании этого будут делаться соответствующие выводы.
Если народ будет доволен результатами такой работы, скажем спасибо, а если наоборот — то извольте освободить руководящее кресло!
Уважаемые друзья!
Для эффективного выполнения стоящих перед нами широкомасштабных задач требуется строгая дисциплина – прежде всего от меня как главы государства, от всех трех ветвей государственной власти, а также от всех руководителей и должностных лиц.
Сама жизнь диктует необходимость правильно организовать работу, обеспечить ее эффективность, вывести деятельность всей системы управления на уровень, отвечающий современным требованиям.
Конечно, я хорошо понимаю, насколько многогранны и сложны запланированные нами преобразования. Однако с какими бы препятствиями и трудностями, острыми и актуальными проблемами мы ни сталкивались, мы не вправе принимать скоропалительные решения, допускать опрометчивые шаги и необдуманные действия.
Наша задача заключается в неуклонном следовании избранной нами модели развития и обновления с учетом накопленного национального опыта и передовой международной практики. Мы должны решительно действовать, чтобы достичь высоких рубежей, намеченных нами на ближайшую и среднесрочную перспективу.
С этой целью на днях завершится разработка Стратегии действий по дальнейшему развитию Узбекистана в 2017-2021 годы. Эта стратегия охватывает пять основных приоритетных направлений – совершенствование государственного строительства, судебно-правовой системы, либерализация экономики, ускоренное развитие социальной сферы и осуществление активной внешней политики.
В качестве практического выполнения задачи постоянного диалога с народом я предлагаю до принятия данной стратегии обнародовать ее в средствах массовой информации, провести широкое обсуждение среди населения. Убежден, что такое обсуждение послужит более полному учету интересов нашего народа.
Дорогие друзья!
Как известно, в соответствии со статьей 98 Конституции страны Кабинет Министров, каждый член правительства, руководители органов государственного и хозяйственного управления несут ответственность за успешное выполнение приоритетных задач экономических и социальных реформ.
Это требует от Премьер-министра и его заместителей, в первую очередь, высокой личной ответственности, а также эффективного и безусловного выполнения поставленных перед ними задач.
В связи с этим хочу внести еще одно предложение. Исходя из требований сегодняшнего дня необходимо конкретизировать и внести дополнения в Программу действий Кабинета Министров, представленную на состоявшихся 23 января 2015 года и 8 сентября текущего года совместных заседаниях палат Олий Мажлиса. Это – безотлагательная задача. Надеюсь, что кандидат, который будет выдвинут на должность Премьер-министра во второй части нашего сегодняшнего заседания, представит информацию по основным направлениям и приоритетным задачам данной программы на ближайшую и долгосрочную перспективу.
В этой связи считаю целесообразным обратить особое внимание на следующие стратегические направления.
Во-первых, сохранение высоких темпов роста в экономике, обеспечение дальнейшего укрепления макроэкономической стабильности и национальной валюты.
Во-вторых, комплексное и ускоренное развитие регионов страны в разрезе городов, районов и махаллей, особенно отстающих в экономическом и социальном развитии районов и городов.
В-третьих, что особенно важно, повышение реальных доходов, уровня и качества жизни населения.
Эффективность работы правительства в целом и персонально его нового руководства мы должны оценивать именно на основе таких критериев. В связи с этим в ближайшие дни будет пересмотрена и утверждена исполнительная структура Кабинета Министров.
Главная цель таких преобразований заключается в создании с учетом накопленного опыта оптимальной и наиболее эффективной системы органов государственного и хозяйственного управления, отвечающей новым широкомасштабным задачам в сфере социально-экономического развития страны.
Центральное место в работе этой системы должно занимать определение и последующее решение важных задач на перспективу по комплексному развитию не только ключевых отраслей экономики, но прежде всего регионов, обеспечению жизненных интересов всех граждан нашей страны и увеличению их доходов.
Перед нами также стоит задача осуществления комплексных мер по коренному улучшению деятельности центральных органов управления – Министерства экономики, Министерства финансов, Министерства внешних экономических связей, инвестиций и торговли, Государственного комитета по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции, таможенной системы и других ведомств.
Кроме того, актуальным вопросом является повышение эффективности работы банковской системы страны и других организаций рыночной инфраструктуры. К сожалению, в настоящее время их деятельность значительно отстает от требований жизни и экономических реформ.
В связи с этим на наше сегодняшнее заседание мы пригласили также руководителей всех крупных коммерческих банков.
Их основная задача впредь будет заключаться в коренном изменении методов работы, завоевании настоящего доверия наших граждан и предпринимателей, чтобы стать их реальными помощниками и опорой.
Поэтому перед государственными банками ставятся следующие задачи. Посредством организации прямого диалога с каждой семьей мы должны создать благоприятные условия для предпринимательской деятельности граждан. В этих целях коммерческие банки и их филиалы на местах, исходя из своих возможностей, возьмут на себя ответственность по оказанию финансового содействия и помощи предпринимателям. Коротко говоря, банки теперь должны обучать население навыкам предпринимательства и привлекать его к этому роду деятельности.
Тогда люди будут шире заниматься предпринимательством в таких сферах, как садоводство, животноводство, ремесленничество, надомный труд, оказание услуг и сервис, или хотя бы откроют небольшое предприятие, будут зарабатывать на законной основе, обеспечивать себя и свою семью и вносить вклад в развитие своей махалли, района, города и области, страны в целом.
Цель этой политики – в том, что мы должны создать самые широкие условия и возможности для реализации каждым гражданином своих способностей и потенциала.
Считанные дни остались до окончания 2016 года. Мы должны мобилизовать все силы и средства для успешного завершения уходящего года, достижения намеченных целей, создания прочного фундамента для обеспечения динамичного развития страны и устойчивых темпов роста в новом – 2017 году. Руководство Кабинета Министров я прошу всесторонне и тщательно выполнить данные задачи и представить детальный отчет об этом на заседании правительства, которое будет проведено в январе следующего года.
Уважаемые участники заседания!
Согласно статье 78 Конституции Узбекистана важная роль и ответственность в обеспечении модернизации страны, реформирования и демократизации общества возложена на Законодательную палату и Сенат Олий Мажлиса.
Для этого необходимо осуществление трех задач.
Первая задача – обеспечение четкого выполнения поручений, данных на прошедшем 7 декабря 2016 года торжественном собрании.
Как известно, на торжествах по случаю Дня Конституции я обратился к депутатам и сенаторам с одним предложением: в целях формирования действенных механизмов парламентского и общественного контроля – изучить реальное положение дел в городах и районах и внедрить порядок внесения на обсуждение сессий Кенгашей народных депутатов вопроса о заслушивании отчетов соответствующих руководителей.
Если внедрить такую систему, когда избранные от каждой области депутаты Олий Мажлиса и сенаторы ежемесячно в течение 10-12 дней будут посещать один район, тщательно изучать, анализировать деятельность органов власти, прокуратуры и отдела внутренних дел, делать соответствующие заключения и на основе этого, уважаемые Спикер и Председатель Сената, на местах обсуждать эти вопросы с местными Кенгашами, то, конечно, завтра это даст положительные результаты.
Вторая задача – проведение во всех сферах мониторинга исполнения на практике Закона «О парламентском контроле», а также изучение и внедрение передового опыта зарубежных стран в данной сфере.
В связи с этим вчера на заседании Сената Олий Мажлиса был обсужден один важный вопрос и принято соответствующее решение.
Вы хорошо знаете, что одной из наших приоритетных задач в области экономики является дальнейшее повышение авторитета нашей страны на международной арене, увеличение объема привлекаемых инвестиций, развитие сферы туризма путем укрепления экономических связей Узбекистана с другими государствами и широкой пропаганды экономических возможностей нашей страны за рубежом.
Поэтому в целях создания системы эффективного парламентского контроля за деятельностью в этом направлении Министерства иностранных дел и других государственных ведомств введена должность первого заместителя Председателя Сената, и теперь деятельность соответствующего комитета Сената будет значительно усовершенствована.
Хочу особо отметить значимость и важность третьей задачи – принятие конкретных правовых мер воздействия по каждому факту неисполнения требований закона.
Мы должны продолжить совершенствование деятельности органов государственной власти на местах – хокимиятов, Кенгашей народных депутатов всех уровней. С этой точки зрения целесообразно внедрить в практику организацию Сенатом Олий Мажлиса поочередно в каждой области работы образцовых Кенгашей народных депутатов.
Их основная цель и задача – осуществление постоянного диалога со всеми категориями населения, не только изучение законных требований и потребностей граждан, но и их удовлетворение. Следует на деле решать имеющиеся проблемы, а также создавать всесторонне благоприятные условия для обеспечения свободного труда, содержательного досуга и достойной жизни населения.
На основе именно таких критериев можно и нужно сделать выводы об эффективности деятельности органов местной власти по выполнению требований статей 100 и 101 Конституции Республики Узбекистан. В этой связи хочу особо отметить, что 2017 год в нашей стране не случайно объявлен Годом диалога с народом и интересов человека.
Все мы хорошо понимаем, что для воплощения в жизнь наших масштабных планов мы обязательно должны осуществить ряд мер по совершенствованию всей системы работы с кадрами.
В настоящее время наблюдается ситуация, когда в органах государственной власти в большинстве случаев не налажено рациональное и эффективное использование потенциала кадров, распределение их обязанностей и полномочий. Как результат – такое положение дел мешает нашей работе. Скажем, в одном ведомстве сотни людей лишь создают видимость деятельности. А в другом ― работы непочатый край, задач – множество, но людей, кадров не хватает. Настало время окончательно устранить такое неправильное распределение сил. Каждый государственный служащий должен четко и ясно понимать, в чем заключаются его полномочия и обязанности.
С этой точки зрения, думаю, пришло время разработать целевую программу, охватывающую такие важные вопросы, как формирование практического резерва кадров, их подготовка и переподготовка.
Основная задача заключается в формировании новой генерации руководителей и должностных лиц, обладающих высоким профессионализмом и современным мышлением, способных принимать всесторонне взвешенные, правильные решения, достигать поставленных целей. При этом особое внимание следует уделить подготовке квалифицированных кадров для территориальных органов управления, прежде всего районных и городских хокимиятов.
Для этого наряду с системой высших образовательных учреждений необходимо еще активнее задействовать научно-практический потенциал и возможности 6 академий, Научно-образовательного центра корпоративного управления при Кабинете Министров и других организаций.
В этом контексте следует отметить, что Академия государственного управления при Президенте также совершенно не справляется с возложенными на нее задачами. Поэтому мы будем вынуждены кардинально изменить и саму эту академию, и методы ее работы, а также пересмотреть состав руководящих кадров.
Вместе с тем требуется совершенствование системы полномочий и задач местных хокимиятов. Учитывая их роль во всестороннем развитии территорий, реализации социально-экономических программ, обеспечении исполнения законов, эффективной координации деятельности органов государственной власти на местах, сегодня разрабатываются соответствующие предложения по предоставлению местным хокимиятам дополнительных полномочий.
Уважаемые друзья!
Как вам хорошо известно, подходы и позиция нашего государства в сфере внешней политики подробно изложены в докладе в связи с Днем Конституции. В дополнение хочу сказать, что глубокое изучение и использование на практике передового мирового опыта мы считаем одним из важных условий успешной реализации наших задач.
Тесное сотрудничество с зарубежными государствами, прежде всего с соседними странами, а также с международными институтами мы будем осуществлять на уровне современных требований, на основе принципов взаимного доверия и учета обоюдных интересов. Обязательно будет продолжено развитие взаимовыгодных связей с деловыми кругами, зарекомендовавшими себя надежными партнерами Узбекистана.
Дорогие соотечественники!
Конечно, все мы хорошо понимаем, что впереди у нас – еще более важные, еще более значимые задачи. Великое будущее нашей Родины мы построим вместе с вами, вместе с нашим трудолюбивым и благородным народом и обязательно достигнем намеченных нами высоких целей.
Желаю всем вам крепкого здоровья и удачи, благополучия и достатка вашим домам.
Пусть Всевышний всегда поддерживает нас во всех добрых начинаниях!
Пусть в нашей стране всегда царят мир и спокойствие, будет чистым небо над нашей Родиной и счастлив наш народ!
Благодарю за внимание.