10.09.2017
Постановление Президента Республики Узбекистан
За истекший период приняты комплексные организационно-правовые меры по организации эффективной системы дошкольного образования, призванной обеспечить формирование здорового и всесторонне развитого подрастающего поколения.
Вместе с тем имеющиеся системные недостатки препятствуют полноценной реализации государственной политики в сфере дошкольного образования, в их числе:
первое, действующая система управления дошкольным образованием не позволяет своевременно выявлять и устранять системные проблемы, разрабатывать и внедрять современные инновационные технологии в данную сферу, в том числе в негосударственном секторе;
второе, не внедрены механизмы государственно-частного партнерства, направленные на привлечение инвестиций в сферу дошкольного образования, в том числе создание социально-доступных дошкольных образовательных учреждений, их материально-техническое переоснащение и внедрение передовых педагогических технологий;
третье, действующее состояние инфраструктуры и материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений не позволяет обеспечить полный охват детей дошкольным образованием, рост населения в стране приводит к чрезмерной загруженности отдельных дошкольных образовательных учреждений;
четвертое, не отвечает современным требованиям работа по подготовке и внедрению в деятельность дошкольных образовательных учреждений учебно-методических, дидактических (в том числе игр и игрушек) материалов и художественной литературы, отражающих национальные культурно-исторические ценности и прививающих интерес к чтению книг с детства;
пятое, действующая система подготовки и переподготовки кадров не в состоянии обеспечить высококвалифицированными специалистами сферу дошкольного образования, способными на профессиональном уровне решать вопросы воспитания и всестороннего развития детей;
шестое, низкий уровень системы материального стимулирования работников дошкольных учреждений не способствует привлечению квалифицированных кадров;
седьмое, недостатки в организации работы территориальных органов здравоохранения по медицинскому обслуживанию детей в дошкольных учреждениях приводят к снижению эффективности профилактических мер по защите жизни и здоровья детей, в том числе по обеспечению здоровым питанием.
В целях внедрения современных механизмов управления дошкольным образованием, совершенствования воспитательного и учебного процесса, укомплектования высококвалифицированными специалистами, улучшения инфраструктуры и материально-технического оснащения дошкольных учреждений:
1. Признать деятельность Министерства народного образования, Министерства здравоохранения, Министерства занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан, органов государственной власти на местах в сфере дошкольного образования неудовлетворительной.
2. Установить, что с 1 января 2018 года в городах Ташкенте, Нукусе, областных центрах в порядке эксперимента новые дошкольные образовательные учреждения создаются на условиях государственно-частного партнерства, в том числе предусматривающих:
выделение инвесторам на безвозмездной основе земельных участков, пустующих помещений, включая не функционирующие и малокомплектные государственные дошкольные образовательные учреждения, с целью создания современных социально-доступных дошкольных образовательных учреждений;
возможность предоставления инвесторам налоговых льгот и иных преференций, а также льготных кредитов, необходимых для создания дошкольных образовательных учреждений, особенно в регионах с наибольшей потребностью в таких учреждениях и неразвитой инфраструктурой;
реализацию инвесторами проекта на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, заключаемого сроком на 50 лет с уполномоченными государственными органами;
принятие инвесторами обязательств по строгому соблюдению условий, предусмотренных в соглашении о государственно-частном партнерстве, государственных требований в области дошкольного образования, санитарно-гигиенических норм, сохранению профиля деятельности в течение всего срока действия соглашения, а также обеспечению социальной доступности стоимости услуг дошкольных образовательных учреждений;
механизмы внесения изменений и дополнений в условия соглашений о государственно-частном партнерстве и их расторжения.
Министерству народного образования совместно с Министерством экономики, Министерством финансов, Государственным комитетом по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента, по итогам проведенного в 2018 году эксперимента, внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по внедрению механизмов государственно-частного партнерства в сфере дошкольного образования в других регионах республики.
3. Разрешить, в порядке эксперимента, государственным дошкольным образовательным учреждениям, расположенным в городе Ташкенте, заключать с субъектами предпринимательства прямые договора о доставке продуктов питания и готовых блюд, отвечающих требованиям качества и санитарно-гигиеническим нормам.
Министерству народного образования совместно с Министерством финансов, Министерством экономики, Министерством здравоохранения и Государственным комитетом Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции, по итогам проведенного в 2017 году эксперимента, внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по внедрению данной практики в других регионах республики.
4. Утвердить «Дорожную карту» дальнейшего совершенствования системы дошкольного образования в Республике Узбекистан (далее – «Дорожная карта») согласно приложению № 1.
Определить, что руководители министерств, ведомств и других организаций несут персональную ответственность за своевременное, полное и качественное выполнение мероприятий, предусмотренных «Дорожной картой».
5. Образовать Комиссию по критическому изучению и выработке предложений по дальнейшему совершенствованию системы дошкольного образования (далее – Комиссия) согласно приложению № 2.
6. Основными задачами Комиссии определить:
инвентаризацию и анализ законодательства в сфере дошкольного образования на предмет выявления пробелов и норм, способствующих проявлению коррупции и иных правонарушений;
комплексное изучение и выявление системных проблем, препятствующих эффективной реализации государственной политики в сфере дошкольного образования, в том числе созданию необходимой инфраструктуры, материальному стимулированию труда работников, качественной подготовке и повышению квалификации педагогических кадров, а также развитию частного сектора дошкольного образования;
пересмотр действующих государственных требований к организации качественного дошкольного образования с учетом передового зарубежного опыта в сфере гармоничного развития детей дошкольного возраста;
критическое изучение действующего порядка приема детей в дошкольные образовательные учреждения, состояния внедрения современных информационно-коммуникационных технологий в деятельность уполномоченных государственных органов;
подготовку предложений по внедрению упрощенного порядка лицензирования деятельности негосударственных дошкольных образовательных учреждений, совершенствованию их организационно-правовых форм с учетом изучения действующей практики и передового зарубежного опыта;
анализ системы обеспечения дошкольных образовательных учреждений учебно-воспитательной литературой;
изучение порядка снабжения продуктами питания дошкольных образовательных учреждений и подготовка предложений по созданию прозрачной и упрощенной системы доставки продуктов питания и готовых блюд, отвечающих требованиям качества и санитарно-гигиеническим нормам;
выработку комплекса мер по дальнейшему совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в сфере дошкольного образования.
7. Комиссии (Арипов А.Н.):
обратить особое внимание на обеспечение безусловного выполнения возложенных в пункте 6 настоящего постановления задач в ходе реализации мероприятий, предусмотренных «Дорожной картой»;
установить системный мониторинг за ходом реализации мероприятий, предусмотренных «Дорожной картой», и обеспечить внесение в аппарат Президента Республики Узбекистан по итогам каждого квартала обобщенной информации о проделанной работе.
8. Предоставить Комиссии право привлекать специалистов министерств и ведомств, представителей научных и образовательных учреждений республики, а также экспертов международных и зарубежных организаций в установленном порядке для качественного выполнения поставленных задач.
9. Министерствам и ведомствам, Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента оказать всестороннее содействие Комиссии в осуществлении возложенных задач.
10. Министерству юстиции совместно с Министерством народного образования, другими заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан:
проект постановления Правительства, определяющего механизм реализации государственно-частного партнерства в сфере дошкольного образования в городах Ташкенте, Нукусе, областных центрах;
предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
11. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н., Государственного советника Президента Республики Узбекистан Юнусходжаева А.Н. и Генерального прокурора Республики Узбекистан Абдуллаева И.Б.
Республики Узбекистан Ш.Мирзиёев
* * *
Дошкольное образование имеет важнейшее значение в формировании гармонично развитой личности, поскольку знания и ценности, заложенные ребенку в дошкольном возрасте, определяют всю его последующую жизнь.
С учетом этого за прошедший период в Республике Узбекистан принят ряд нормативно-правовых актов и реализованы комплексные меры, направленные на развитие и эффективное функционирование дошкольного образования.
В настоящее время в республике функционирует 4 893 государственных дошкольных образовательных учреждения, на финансирование которых только в 2016 году из Государственного бюджета выделено 1,6 триллиона сумов.
В данной сфере заняты свыше 57 тысяч специалистов, которые вносят весомый вклад в воспитание здорового и всесторонне развитого подрастающего поколения.
В то же время полноценной реализации государственной политики в области дошкольного образования препятствуют отдельные системные недостатки.
Изучение показало, что действующая система управления дошкольным образованием не позволяет своевременно выявлять и устранять имеющиеся проблемы, а также разрабатывать и внедрять инновационные решения для дальнейшего развития данной сферы.
Нынешнее состояние инфраструктуры и материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений не позволяет обеспечить полный охват детей дошкольным образованием.
Низкий уровень материального стимулирования работников дошкольных образовательных учреждений не способствует привлечению квалифицированных специалистов, способных на профессиональном уровне решать вопросы воспитания и всестороннего развития детей.
Также отмечаются серьезные недостатки в организации продовольственного и материального обеспечения, медицинского обслуживания в дошкольных образовательных учреждениях.
В этой связи принятым 9 сентября 2017 года Главой государства постановлением «О мерах по коренному совершенствованию системы дошкольного образования» деятельность Министерства народного образования, Министерства здравоохранения, Министерства занятости и трудовых отношений, органов государственной власти на местах в сфере дошкольного образования признана неудовлетворительной.
В постановлении предусматривается реализация комплекса мер по внедрению современных механизмов управления дошкольным образованием, совершенствованию воспитательного и учебного процесса, улучшению инфраструктуры и материально-технического оснащения дошкольных образовательных учреждений.
В частности, с 1 января 2018 года в городах Ташкенте, Нукусе и областных центрах республики предусматривается создание в порядке эксперимента новых дошкольных образовательных учреждений на условиях государственно-частного партнерства.
Инициированный Главой государства механизм государственно-частного партнерства предполагает безвозмездное выделение инвесторам земельных участков и пустующих помещений сроком на 50 лет для создания современных и доступных дошкольных образовательных учреждений.
Предполагается, что инвесторы будут нести ответственность за соблюдение в создаваемых дошкольных образовательных учреждениях государственных образовательных требований, санитарно-гигиенических и иных норм, сохранение профиля деятельности учреждения в течение всего срока действия соглашения, а также обеспечение приемлемости и доступности цен на услуги по оказанию дошкольного образования. При этом инвесторам будут предоставлены широкие налоговые льготы и иные преференции, а также льготные кредиты.
Также, государственным дошкольным образовательным учреждениям города Ташкента разрешено в порядке эксперимента заключать напрямую договора с субъектами предпринимательства о доставке отвечающих соответствующим требованиям продуктов питания и готовых блюд.
Предусматривается, что по итогам данных экспериментов будет рассмотрен вопрос внедрения механизмов государственно-частного партнерства и порядка организации питания в дошкольных образовательных учреждениях в других регионах республики.
Постановлением также утверждена «Дорожная карта» дальнейшего совершенствования системы дошкольного образования в Республике Узбекистан, направленная на реализацию мероприятий по решению актуальных проблем в данной сфере.
Образована Комиссия по критическому изучению и выработке предложений по дальнейшему совершенствованию системы дошкольного образования. Комиссией будет осуществлен анализ законодательства в сфере дошкольного образования на предмет выявления пробелов и норм, способствующих проявлению коррупции и иных правонарушений, а также комплексное изучение и выявление системных проблем, препятствующих эффективной реализации государственной политики в сфере дошкольного образования. Отдельное внимание при этом будет уделено вопросам создания необходимой инфраструктуры и развития частного сектора дошкольного образования.
Наряду с этим будут пересмотрены государственные требования к организации качественного дошкольного образования, в том числе с учетом передового зарубежного опыта в сфере гармоничного развития детей дошкольного возраста.
Будет приведена в соответствие с современными требованиями также работа по подготовке и внедрению учебно-методических, дидактических материалов, отражающих национальные культурно-исторические ценности и прививающих интерес к чтению книг с детства.
Постановлением предусмотрена реализация организационных мер, включая упорядочение приема детей в дошкольные образовательные учреждения за счет внедрения современных информационно-коммуникационных технологий в деятельность уполномоченных государственных органов.
В целях расширения системы негосударственного дошкольного образования Комиссии поручено подготовить предложения по внедрению упрощенного порядка лицензирования деятельности негосударственных дошкольных образовательных учреждений, совершенствованию их организационно-правовых форм с учетом изучения действующей практики и передового зарубежного опыта.
По результатам проведенных изучений будет разработан комплекс мер, направленный на дальнейшее совершенствование законодательства и правоприменительной практики в сфере дошкольного образования.
Реализация постановления Президента Республики Узбекистан «О мерах по коренному совершенствованию системы дошкольного образования» позволит поднять на качественно новый уровень систему дошкольного образования в стране, кардинально улучшить инфраструктуру и материально-техническое оснащение дошкольных образовательных учреждений.