09.09.2017
Принят Законодательной палатой 15 августа 2017 года
Одобрен Сенатом 24 августа 2017 года
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Цель настоящего Закона
Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью.
Статья 2. Законодательство о защите детей от информации, наносящей вред их здоровью
Законодательство о защите детей от информации, наносящей вред их здоровью, состоит из настоящего Закона и других актов законодательства.
Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о защите детей от информации, наносящей вред их здоровью, то применяются правила международного договора.
Статья 3. Сфера действия настоящего Закона
Настоящий закон регулирует отношения, связанные с защитой детей от информации, наносящей вред их здоровью.
Действие настоящего Закона не распространяется на отношения в сфере оборота информационной продукции, содержащей научную, научно-техническую, статистическую информацию или имеющей значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества.
Статья 4. Основные понятия
В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:
информационная продукция - предназначенная для оборота на территории Республики Узбекистан продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, информация, распространяемая с использованием программного обеспечения, размещаемая в сетях телекоммуникаций, в том числе во всемирной информационной сети Интернет, компьютерные игры, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий;
оборот информационной продукции - предоставление и (или) распространение информационной продукции, включая ее продажу (в том числе распространение по подписке), аренду, прокат, раздачу, выдачу из фондов информационно-библиотечных учреждений, публичный показ, публичное исполнение (в том числе посредством эфирного или кабельного вещания, зрелищных мероприятий), размещение в сетях телекоммуникаций, а также во всемирной информационной сети Интернет;
возрастная классификация информационной продукции - распределение информационной продукции по возрастным категориям детей с учетом ее тематики, жанра, содержания и художественного оформления, особенностей восприятия имеющейся в ней информации детьми определенной возрастной категории, вероятности причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью детей;
знак возрастной категории информационной продукции - графическое и (или) текстовое обозначение возрастной категории информационной продукции;
дети - лица до достижения возраста восемнадцати лет (совершеннолетия);
здоровье детей - состояние физического, психического и социального благополучия детей;
информация, наносящая вред здоровью детей - информационная продукция, распространение которой среди детей запрещено или ограничено в соответствии с настоящим Законом;
эксперт - лицо, прошедшее аккредитацию у специально уполномоченного государственного органа для проведения экспертизы информационной продукции и дачи экспертного заключения или осуществления возрастной классификации информационной продукции.
Статья 5. Основные направления государственной политики в области защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью
Основными направлениями государственной политики в области защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью, являются:
создание правовых, социально-экономических, организационных и технических условий, обеспечивающих защиту детей от информации, наносящей вред их здоровью, а также развитие научных и прикладных исследований в данной сфере;
предотвращение противоправного информационно-психологического воздействия на сознание детей, манипулирования ими, распространения информационной продукции, провоцирующей детей на антисоциальные действия, а также профилактика правонарушений в данной сфере;
поддержка деятельности органов самоуправления граждан, негосударственных некоммерческих организаций, других институтов гражданского общества, физических и юридических лиц в области защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью;
разработка и совершенствование критериев, механизмов и методик классификации информации, наносящей вред здоровью детей, внедрение аппаратно-программных и технических средств обеспечения информационной безопасности детей.
Глава 2. Органы и организации, осуществляющие и участвующие в деятельности по защите детей от информации, наносящей вред их здоровью
Статья 6. Полномочия Кабинета Министров Республики Узбекистан в области защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью
Кабинет Министров Республики Узбекистан:
обеспечивает реализацию единой государственной политики в области защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью;
утверждает государственные программы в области защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью;
разрабатывает и в пределах своих полномочий принимает нормативно-правовые акты в области защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью;
устанавливает критерии и порядок определения возрастной классификации информационной продукции;
определяет порядок аккредитации экспертов специально уполномоченным государственным органом в области защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью;
устанавливает порядок проведения экспертизы информационной продукции;
координирует деятельность органов и организаций, осуществляющих защиту детей от информации, наносящей вред их здоровью;
обеспечивает взаимодействие органов и организаций, осуществляющих и участвующих в деятельности по защите детей от информации, наносящей вред их здоровью;
осуществляет международное сотрудничество в области защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью.
Кабинет Министров Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.
Статья 7. Система органов и организаций, осуществляющих защиту детей от информации, наносящей вред их здоровью
В систему органов и организаций, осуществляющих защиту детей от информации, наносящей вред их здоровью, входят:
специально уполномоченный государственный орган в области защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью;
Республиканская межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и межведомственные комиссии по делам несовершеннолетних Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, районов (городов);
органы государственной власти на местах;
органы государственного управления образованием и образовательные учреждения;
органы управления государственной системой здравоохранения и учреждения здравоохранения.
Органы и организации, не указанные в части первой настоящей статьи, участвуют в защите детей от информации, наносящей вред их здоровью, в порядке, установленном законодательством.
Статья 8. Полномочия специально уполномоченного государственного органа в области защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью
Специально уполномоченным государственным органом в области защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью (далее - специально уполномоченный государственный орган), является Узбекское агентство по печати и информации.
Специально уполномоченный государственный орган в пределах своих полномочий:
реализует единую государственную политику в области защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью;
участвует в разработке и реализации государственных и иных программ в области защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью;
участвует в разработке нормативно-правовых актов, подготавливает предложения по совершенствованию законодательства о защите детей от информации, наносящей вред их здоровью;
участвует в координации деятельности органов и организаций, осуществляющих защиту детей от информации, наносящей вред их здоровью;
осуществляет контроль за исполнением законодательства о защите детей от информации, наносящей вред их здоровью;
осуществляет аккредитацию и ведет реестр экспертов, привлекаемых к осуществлению возрастной классификации информационной продукции и проведению экспертизы информационной продукции на предмет наличия или отсутствия в ней информации, наносящей вред здоровью детей, ее соответствия или несоответствия определенной возрастной категории детей;
направляет предписания производителям и распространителям информационной продукции для устранения и предупреждения случаев нарушения требований законодательства о защите детей от информации, наносящей вред их здоровью, а также причин и условий, им способствующих;
координирует деятельность по предоставлению экспертных заключений на информационную продукцию;
оказывает методическую помощь и содействие государственным органам, органам самоуправления граждан, негосударственным некоммерческим организациям и другим институтам гражданского общества в осуществлении мер по защите детей от информации, наносящей вред их здоровью;
осуществляет взаимодействие с отечественными и зарубежными научно-исследовательскими и образовательными учреждениями в области защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью;
развивает научные, научно-технические и прикладные исследования, направленные на систематическую оценку содержания информационного пространства для детей;
осуществляет работу по совершенствованию критериев, механизмов и методик классификации информации, наносящей вред здоровью детей, организует внедрение аппаратно-программных и технических средств обеспечения информационной безопасности детей;
организует просветительские и информационно-разъяснительные мероприятия в области защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью;
взаимодействует с другими органами и организациями, осуществляющими и участвующими в деятельности по защите детей от информации, наносящей вред их здоровью.
Специально уполномоченный государственный орган может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.
Статья 9. Полномочия Республиканской межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и межведомственных комиссий по делам несовершеннолетних Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, районов (городов) в области защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью
Республиканская межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и межведомственные комиссии по делам несовершеннолетних Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, районов (городов) в пределах своих полномочий:
участвуют в реализации государственной политики в области защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью;
вносят предложения по устранению выявленных случаев нарушения законодательства о защите детей от информации, наносящей вред их здоровью;
проводят профилактику правонарушений в области защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью;
взаимодействуют с другими органами и организациями,
осуществляющими и участвующими в деятельности по защите детей от информации, наносящей вред их здоровью.
Республиканская межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и межведомственные комиссии по делам несовершеннолетних Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, районов (городов) могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.
Статья 10. Полномочия органов государственной власти на местах в области защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью
Органы государственной власти на местах в пределах своих полномочий:
участвуют в разработке и реализации государственных программ в области защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью;
разрабатывают, утверждают и реализуют территориальные программы в области защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью;
создают для детей условия свободного доступа к информации, способствующей их разностороннему, гармоничному развитию и воспитанию в духе уважения к национальным и общечеловеческим ценностям;
принимают меры, направленные на обеспечение защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью;
взаимодействуют с другими органами и организациями,
осуществляющими и участвующими в деятельности по защите детей от информации, наносящей вред их здоровью.
Органы государственной власти на местах могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.
Статья 11. Полномочия органов государственного управления образованием и образовательных учреждений в области защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью
Органы государственного управления образованием и образовательные учреждения в пределах своих полномочий:
участвуют в разработке и реализации государственных программ в области защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью;
разрабатывают и внедряют в деятельность образовательных учреждений программы и методики, направленные на защиту детей от информации, наносящей вред их здоровью;
осуществляют меры по защите детей от информации, наносящей вред их здоровью, в образовательных, учебно-воспитательных учреждениях;
оказывают психологическую помощь детям в ходе их образовательной, познавательной и коммуникационной деятельности в целях защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью;
участвуют в проведении индивидуальной профилактической работы в области защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью;
участвуют в деятельности по повышению информационной и правовой культуры, а также духовно-нравственному воспитанию детей;
создают в образовательных учреждениях необходимые условия для обеспечения доступа детей к информационным ресурсам, не содержащим информацию, наносящую вред их здоровью;
взаимодействуют с другими органами и организациями, осуществляющими и участвующими в деятельности по защите детей от информации, наносящей вред их здоровью.
Органы государственного управления образованием и образовательные учреждения могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.
Статья 12. Полномочия органов управления государственной системой здравоохранения и учреждений здравоохранения в области защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью
Органы управления государственной системой здравоохранения и учреждения здравоохранения:
участвуют в разработке и реализации государственных программ в области защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью;
осуществляют меры по медико-социальной реабилитации детей, пострадавших от информации, наносящей вред их здоровью;
вырабатывают рекомендации по совершенствованию критериев оценки информационной продукции на предмет наличия в ней информации, наносящей вред здоровью детей;
взаимодействуют с другими органами и организациями, осуществляющими и участвующими в деятельности по защите детей от информации, наносящей вред их здоровью.
Органы управления государственной системой здравоохранения и учреждения здравоохранения могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.
Статья 13. Участие органов самоуправления граждан в обеспечении защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью
Органы самоуправления граждан:
участвуют в разработке и реализации государственных программ в области защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью;
осуществляют общественный контроль за исполнением законодательства о защите детей от информации, наносящей вред их здоровью;
реализуют профилактические мероприятия, направленные на защиту детей от информации, наносящей вред их здоровью;
взаимодействуют с другими органами и организациями, осуществляющими и участвующими в деятельности по защите детей от информации, наносящей вред их здоровью.
Органы самоуправления граждан могут участвовать и в иных мероприятиях в соответствии с законодательством.
Статья 14. Участие негосударственных некоммерческих организаций в обеспечении защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью
Негосударственные некоммерческие организации могут: участвовать в разработке и реализации государственных программ в области защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью;
выступать с инициативами и вносить предложения по обеспечению защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью, в специально уполномоченный государственный орган;
принимать участие в осуществлении общественного контроля за исполнением законодательства о защите детей от информации, наносящей вред их здоровью;
взаимодействовать с органами и организациями, осуществляющими и участвующими в деятельности по защите детей от информации, наносящей вред их здоровью.
Негосударственные некоммерческие организации могут участвовать и в иных мероприятиях в соответствии с законодательством.
Статья 15. Участие средств массовой информации в обеспечении защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью
Средства массовой информации могут:
участвовать в разработке и реализации государственных программ в области защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью;
освещать мероприятия, направленные на реализацию государственной политики в области защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью, в том числе на повышение информационной и правовой культуры населения;
осуществлять общественный контроль за исполнением законодательства о защите детей от информации, наносящей вред их здоровью;
взаимодействовать с органами и организациями, осуществляющими и участвующими в деятельности по защите детей от информации, наносящей вред их здоровью.
Средства массовой информации могут участвовать и в иных мероприятиях в соответствии с законодательством.
Глава 3. Классификация информации, наносящей вред здоровью детей, и возрастная классификация информационной продукции
Статья 16. Классификация информации, наносящей вред здоровью детей
К информации, наносящей вред здоровью детей, относится информационная продукция, запрещенная для распространения среди детей, а также информационная продукция, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено.
К информационной продукции, запрещенной для распространения среди детей, относится информационная продукция:
побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству и к пропаганде ими таких действий;
способная вызвать у детей желание употребить алкогольную и табачную продукцию, наркотические средства, психотропные или другие вещества, влияющие на интеллектуально-волевую деятельность, принять участие в азартных играх, массовых беспорядках, заниматься проституцией, бродяжничеством, попрошайничеством или иными формами антисоциального поведения;
обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным;
отрицающая семейные ценности, пропагандирующая разврат, а также формирующая неуважение к родителям и другим членам семьи;
оправдывающая противоправное поведение и способствующая совершению правонарушения;
призывающая к пропаганде разрушительных идей в обществе; содержащая нецензурную брань;
содержащая информацию порнографического характера; содержащая информацию о детях, пострадавших в результате противоправных действий, включая фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения такого ребенка, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого ребенка, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, другую информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого ребенка.
К информационной продукции, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено, относится информационная продукция:
представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;
вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;
представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;
содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной лексике.
Статья 17. Возрастная классификация информационной продукции
Определение возрастной классификации информационной продукции осуществляется производителями и (или) распространителями информационной продукции, в том числе с привлечением экспертов, до начала распространения на территории Республики Узбекистан.
В случае определения возрастной классификации информационной продукции с привлечением эксперта или экспертов оплата услуг и возмещение расходов, связанных с определением возрастной классификации информационной продукции, осуществляется за счет производителей или распространителей информационной продукции, заказавших данные услуги.
Возрастная классификация информационной продукции осуществляется путем отнесения ее к одной из следующих возрастных категорий детей:
информационная продукция для детей, не достигших возраста семи лет (знак возрастной категории информационной продукции должен содержать надпись «0+»);
информационная продукция для детей, достигших возраста семи лет (знак возрастной категории информационной продукции должен содержать надпись «7+»);
информационная продукция для детей, достигших возраста
двенадцати лет (знак возрастной категории информационной продукции должен содержать надпись «12+»);
информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет (знак возрастной категории информационной продукции должен содержать надпись «16+»);
информационная продукция, запрещенная для детей (знак возрастной категории информационной продукции должен содержать надпись «18+»).
При осуществлении возрастной классификации информационной продукции оценке подлежат:
ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление;
особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;
вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью детей.
Сведения о возрастной классификации информационной продукции являются основанием для размещения на ней соответствующего знака возрастной классификации информационной продукции.
Глава 4. Требования к обороту информационной продукции с учетом обеспечения защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью
Статья 18. Общие требования к обороту информационной продукции
Требования к административным и организационным мерам, аппаратно-программным и техническим средствам обеспечения защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью, устанавливаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
В случае выявления факта нарушения условий оборота информации, наносящей вред здоровью детей, специально уполномоченным государственным органом направляется предписание производителям и распространителям информационной продукции для устранения и предупреждения случаев нарушения требований законодательства о защите детей от информации, наносящей вред их здоровью, а также причин и условий, им способствующих.
Статья 19. Особенности оборота информационной продукции
Оборот информации, наносящей вред здоровью детей, в общественных местах не допускается без применения административных и организационных мер, аппаратно-программных и технических средств обеспечения защиты детей от указанной информации.
Информационная продукция, содержащая информацию, наносящую вред здоровью детей, в виде печатной продукции допускается к распространению в общественных местах только в закрытых упаковках.
Информационная продукция, содержащая информацию, наносящую вред здоровью детей, не допускается к распространению в предназначенных для детей образовательных, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных учреждениях, организациях культуры, отдыха и оздоровления детей.
Демонстрация посредством зрелищного мероприятия информационной продукции, содержащей информацию, наносящую вред здоровью детей, непосредственно перед началом зрелищного мероприятия предваряется звуковым сообщением о недопустимости или об ограничении присутствия на нем детей соответствующих возрастных категорий.
Не допускается участие детей в организации и проведении зрелищных мероприятий, в которых демонстрируется информационная продукция, не соответствующая их возрастной категории.
Глава 5. Экспертиза информационной продукции и ее правовые последствия
Статья 20. Экспертиза информационной продукции
Экспертиза информационной продукции на предмет наличия или отсутствия в ней информации, наносящей вред здоровью детей, ее соответствия или несоответствия определенной возрастной категории детей согласно статьям 16 и 17 настоящего Закона проводится по решению специально уполномоченного государственного органа экспертом или экспертами.
Доступ заинтересованных лиц к сведениям, содержащимся в реестре аккредитованных экспертов, обеспечивается через официальный веб-сайт специально уполномоченного государственного органа во всемирной информационной сети Интернет.
Порядок аккредитации экспертов, а также правила ведения реестра экспертов, привлекаемых к осуществлению возрастной классификации информационной продукции и проведению экспертизы информационной продукции на предмет наличия или отсутствия в ней информации, наносящей вред здоровью детей, ее соответствия или несоответствия определенной возрастной категории детей, определяются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Статья 21. Проведение экспертизы информационной продукции
Решение о проведении экспертизы информационной продукции принимается специально уполномоченным государственным органом на основании обращений физических и юридических лиц в срок не более пяти дней после поступления обращения.
Срок проведения экспертизы информационной продукции не может превышать тридцати дней с момента поступления обращения.
По окончании экспертизы информационной продукции эксперты в течение трех дней направляют специально уполномоченному государственному органу экспертные заключения о наличии или отсутствии в информационной продукции информации, наносящей вред здоровью детей, ее соответствии или несоответствии определенной возрастной категории.
Специально уполномоченный государственный орган после получения экспертного заключения в течение трех дней направляет его инициатору обращения.
Требования к форме и содержанию экспертного заключения определяются специально уполномоченным государственным органом.
Для информационной продукции, по которой имеется экспертное заключение, не требуется получения другого экспертного заключения при изменении сферы оборота данной информационной продукции.
Статья 22. Правовые последствия возрастной классификации и экспертизы информационной продукции
Ответственность за соответствие информационной продукции определенной возрастной категории детей возлагается на субъект, которым была осуществлена возрастная классификация информационной продукции.
Специально уполномоченным государственным органом в соответствии с экспертным заключением направляется предписание производителям и распространителям информационной продукции для устранения и предупреждения случаев нарушения требований законодательства о защите детей от информации, наносящей вред их здоровью, а также причин и условий, им способствующих.
Глава 6. Заключительные положения
Статья 23. Разрешение споров
Споры в области защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью, разрешаются в порядке, установленном законодательством.
Статья 24. Ответственность за нарушение законодательства о защите детей от информации, наносящей вред их здоровью
Лица, виновные в нарушении законодательства о защите детей от информации, наносящей вред их здоровью, несут ответственность в установленном порядке.
Статья 25. Обеспечение исполнения, доведения, разъяснения сути и значения настоящего Закона
Узбекскому агентству по печати и информации, Министерству юстиции Республики Узбекистан и другим заинтересованным организациям обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди населения сути и значения настоящего Закона.
Статья 26. Приведение законодательства в соответствие с настоящим Законом
Кабинету Министров Республики Узбекистан:
привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;
обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.
Статья 27. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования.
Президент
Республики Узбекистан Ш.Мирзиёев