29.12.2020
Уважаемые члены парламента!
Найдут ли наши реформы свое отражение в повседневной жизни народа, достигнем ли мы намеченных целей – это во многом зависит от эффективности системы государственного управления.
В будущем году в этом направлении необходимо выполнить следующие задачи.
Во-первых, требуется коренное совершенствование деятельности органов государственного управления.
Во многих министерствах и ведомствах процесс принятия решений чрезмерно централизован. Нередко наблюдается дублирование функций, так как они не прописаны четко и в полном объеме.
Наряду с этим некоторые заместители министров, руководители среднего звена не решаются брать на себя ответственность, проявлять инициативу.
Почему так происходит? Им не хватает знаний, навыков и чувства ответственности или они коррумпированы.
К сожалению, такие руководители вместо того, чтобы решать насущные проблемы, как ждет от них народ, заняты бесполезной бумажной работой и проведением неэффективных совещаний.
Еще один серьезный недостаток – не принимаются меры для оптимизации численности сотрудников, а также рабочих процессов за счет широкого внедрения цифровых технологий.
В этой связи Правительство должно в двухмесячный срок подготовить проекты нормативно-правовых актов, направленных на сокращение дублирующих ведомств, функций и бюрократических барьеров в управлении. Следует предусмотреть оптимизацию численности работников системы государственного управления в среднем до 15 процентов.
К концу следующего года необходимо увеличить количество видов государственных электронных услуг на 60, доведя их до 300, а долю дистанционных услуг – не менее чем до 60 процентов.
Во-вторых, будут усилены ответственность и подотчетность государственных органов в решении проблем на местах.
С начала следующего года каждое министерство должно планировать и организовывать свою работу в разрезе района, города, села и махалли. Деятельность министров и их заместителей будет оцениваться исходя из того, какие реальные изменения произошли на местах.
Заместители Премьер-министра, министры будут отвечать за обучение руководителей и сотрудников подведомственных им систем эффективной работе на основе новых требований и современных информационных технологий, а также за постоянное повышение их квалификации.
Призываю депутатов и сенаторов регулярно контролировать, как в их избирательных округах решаются проблемы соответствующими министерствами и хокимиятами.
Еще один вопрос – хочу подчеркнуть, что для повышения эффективности управления районом, городом и махаллей численность сотрудников и размер их заработной платы должны определяться с учетом специфики региона и объема работы. К примеру, в Пахтачинском районе Самаркандской области проживают более 150 тысяч, в Ургутском районе – более 500 тысяч человек. Или же, население Шайхантахурского района Ташкента составляет около 350 тысяч, а Бектемирского – 46 тысяч человек. Но численность и зарплата управленческого персонала в этих районах почти не отличаются.
Правительство должно в двухмесячный срок внести проект постановления о кардинальном улучшении деятельности органов управления среднего и нижнего звена, пересмотре численности сотрудников и условий оплаты труда.
В-третьих, необходимо дальнейшее совершенствование институциональных основ органов исполнительной и представительной власти на местах, а также махалли.
Хокимияты и Кенгаши действуют на основании закона, принятого 27 лет назад, когда был введен институт хокимията. Учитывая, что этот документ уже совершенно не соответствует требованиям сегодняшних реформ, его следует полностью обновить.
Результаты наших реформ, происходящие изменения и настроение населения прежде всего проявляются в махалле. В этом смысле, думаю, правильным будет сказать, что махалля – зеркало нашего общества и жизненных ценностей. Вот почему руководители всех уровней должны изучать проблемы, что называется, снизу, в махаллях, находить их решение, проводить такие изменения, которые люди ощутят на себе. Впредь состояние дел в махалле будет главным критерием при оценке работы министерств, ведомств и хокимиятов.
Также необходимо разработать программу повышения авторитета махалли, увеличения ее ресурсов и возможностей, повышения материального обеспечения ее работников.
В этом году мы начали внедрять практику направления не менее 10 процентов средств перевыполненной части районных бюджетов непосредственно на решение проблем в махаллях, в целом на это было выделено 70 миллиардов сумов. Теперь такая практика расширится: махаллям будет выделяться еще и 5 процентов расходной части районного бюджета. В результате, к примеру, только в одном Гиждуванском районе 8 миллиардов сумов, а в городе Фергане 11 миллиардов сумов будет направлено на решение проблем, которые население считает наиболее актуальными.
Предоставление председателям махалли права включать в повестку заседаний местных Кенгашей вопросы, обязательные к рассмотрению, позволит добиться оперативного решения проблем.
Будет создана система выдвижения квалифицированных и инициативных кадров, работающих в махалле, на руководящие должности в государственных органах.
Законодательной палате и Сенату совместно с Кабинетом Министров до 1 апреля 2021 года необходимо разработать проекты новых законов, направленных на коренное совершенствование деятельности органов исполнительной власти, представительных органов на местах и института махалли. Эти документы должны четко разграничить полномочия, задачи и функции хокимов, их заместителей и советников.
В-четвертых, нетерпимость к любым проявлениям коррупции должна стать неотъемлемой частью нашей повседневной жизни.
Все государственные органы, политические партии, общественные организации, средства массовой информации, каждый гражданин должны мобилизоваться на борьбу с этим злом.
Нам необходимо с раннего возраста прививать детям понимание того, что коррупция является очень серьезным преступлением, воспитывать непримиримость по отношению к ней, учить честному труду и добросовестному предпринимательству.
Крайне важно предупреждать коррупцию и обеспечивать прозрачность процессов принятия решений во всех государственных органах. Так, наши граждане с этого года получили возможность знакомиться с данными о государственных закупках и на этой основе поднимать уместные вопросы.
Министерству финансов поручается в трехмесячный срок наладить практику опубликования информации о доходах и расходах внебюджетных фондов государственных органов, закупках организаций с государственным участием, а также данных о государственных субсидиях и грантах.
Тот факт, что за последние два года судами было отменено около 2,5 тысячи решений хокимов, говорит о необходимости обеспечения прозрачности в процессе принятия таких решений. Для учета и опубликования решений местных органов государственной власти будет внедрена электронная информационная система.
Агентству по противодействию коррупции – в месячный срок внести предложение о расширении перечня открытых данных.
Одним из наиболее эффективных средств борьбы с коррупцией является создание открытой системы отбора кадров и приема на работу. Поэтому вместо изживших себя методов отбора будет внедрена открытая и прозрачная конкурсная система, позволяющая оценить интеллектуальный потенциал кандидатов. Также будет создана система регулярного обучения и оценки знаний государственных служащих в области предупреждения коррупции.
В-пятых, чтобы каждый человек в стране на примере собственной жизни ощутил результаты наших реформ, необходимо обеспечить своевременное и эффективное исполнение принимаемых документов.
За последние 4 года принято 150 законов, около 2 тысяч указов и постановлений, нацеленных на претворение в жизнь масштабных преобразований во всех сферах. Но нельзя сказать, что все руководители на местах понимают суть и смысл этих документов, используют предоставленные возможности, создают необходимые условия для населения и предпринимателей.
Действующая система контроля носит скорее формальный характер и не ориентирована на выявление и решение проблем в исполнении нормативно-правовых актов. Поэтому в следующем году будет введена новая система работы в этой сфере.
Отныне доведение до населения, разъяснение сути принятых документов, содействие в их реализации и контроль за исполнением будут основной задачей Министерства юстиции, его территориальных управлений и подразделений. Для этого Министерству юстиции предоставляются необходимые полномочия и ресурсы.
Также будет налажен широкий общественный контроль за исполнением принятых документов. В частности, планируется внедрить систему общественных слушаний и общественного мониторинга с активным привлечением к этому процессу институтов гражданского общества, СМИ и самих граждан.
Кроме того, на основе соответствующего анализа будут сокращены излишние задачи и функции, мешающие исполнению. В областных, районных и городских Кенгашах народных депутатов, а на республиканском уровне – в Кабинете Министров внедряется практика ежемесячного критического обсуждения качества и состояния исполнения нормативных актов в государственных органах.
Правительству поручается в месячный срок совместно с Министерством юстиции, Агентством развития государственной службы и Академией государственного управления определить необходимые меры для внедрения этой системы.
Министру юстиции (Р.Давлетов) – внедрить систему по доведению до населения сути и результатов реформ, организовав выступления и передачи во всех средствах массовой информации, в том числе на телевидении, подготовку телепередач на тему «Решения Президента – исполнение и контроль».
В-шестых, одним из приоритетов наших реформ является дальнейшее повышение роли женщин в государственном и общественном управлении.
Как известно, в настоящее время ответственные ведомства, банки и хокимияты под руководством Федерации профсоюзов обстоятельно изучают проблемы более 6 миллионов женщин путем подворных обходов. К сожалению, мы должны признать, что в результате этих мероприятий впервые выявлено истинное положение дел на местах. Теперь на основе результатов этого изучения формируются «женские тетради», ведется поиск практических решений многих волнующих женщин социально-экономических проблем. В этом непосредственно помогают вновь созданные в махаллях консультативные советы женщин.
Мы хорошо понимаем, что это – только начало работы по решению стоящих перед нами задач в данном направлении.
Мы должны сделать все возможное, чтобы создать достойные условия жизни для более 17 миллионов живущих в стране женщин – наших дочерей, матерей, бабушек.
Никто не сможет понять повседневные проблемы и заботы женщин лучше них самих.
В результате проведенных реформ по усилению роли женщин в государственном управлении сегодня они составляют 30 процентов депутатов и сенаторов в парламенте. В областных, городских и районных хокимиятах введена должность советника хокима по вопросам женщин.
В качестве следующего шага в повышении роли и статуса женщин в обществе, создании для них новых возможностей я предлагаю образовать Республиканский общественный женский совет, в который войдут активные и инициативные женщины, имеющие жизненный опыт и хорошо осведомленные о проблемах женщин.
Думаю, все вы поддержите меня, если я предложу возглавить данный совет Председателю Сената Танзиле Камаловне Нарбаевой, обладающей большим опытом в этой сфере.
Логично, если деятельностью женских советов на местах будут руководить советники хокимов по вопросам женщин.
Считаю целесообразным передать образуемым советам республиканский и региональные фонды по поддержке женщин.
На поддержку бизнес-проектов женщин и для решения выявленных на местах проблем женщин из бюджета будет дополнительно направлено более 1 триллиона сумов. В этих целях Народный банк внедрит новую систему обучения женщин предпринимательству, разработки для них типовых бизнес-планов и оказания практической помощи в получении кредитов.
Олий Мажлису и Правительству – в месячный срок разработать предложение по созданию целостной системы, направленной на дальнейшее усиление роли женщин в обществе и государственном управлении.
Еще один важный вопрос – всесторонняя поддержка представителей старшего поколения. Это наш прямой долг и обязанность.
Для оказания на постоянной основе помощи пожилым людям будут расширены финансовые возможности республиканского фонда «Нуроний». На эти цели в следующем году фонду будет выделено 100 миллиардов сумов.
Увеличится объем средств, направляемых на материальную помощь и организацию содержательного досуга более чем 16 тысяч ветеранов, нуждающихся в постороннем уходе, расширен спектр оказываемых им социальных услуг. Кроме того, в новых санаториях в Бухаре, Карши и Ургенче, а также имеющихся лечебно-профилактических учреждениях смогут улучшить свое здоровье более 25 тысяч ветеранов.
Было бы целесообразно обогатить содержание и увеличить количество телепередач «Оталар сузи – аклнинг кузи», а также организовать новые передачи «Нуронийлар маслахати», «Махаллада гурунг» на центральных телеканалах, посвященные старшему поколению.
В-седьмых, мы продолжим поддержку негосударственных некоммерческих организаций и средств массовой информации в процессе развития свободного гражданского общества.
Деятельность Общественного фонда поддержки негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества должна быть сосредоточена на решении актуальных проблем на местах.
В частности, негосударственные некоммерческие организации будут широко привлекаться на основе социального заказа к выявлению существующих проблем на местах, их глубокому анализу, выработке предложений по решению и обеспечению общественного контроля над их реализацией. Подобное взаимодействие следовало бы широко внедрить прежде всего в таких сферах, как образование, культура, медицина, экология, строительство, кадастровый учет, транспорт, коммунальное хозяйство, занятость, социальные услуги. В следующем году на организацию этой работы из бюджета будет выделено 60 миллиардов сумов.
Предлагаю также создать институт постоянного представителя негосударственных некоммерческих организаций в Законодательной палате. Считаю, что он должен быть наделен полномочиями участвовать в заседаниях нижней палаты парламента, вносить предложения об отражении в принимаемых законах вопросов действенного общественного контроля и социального партнерства.
Хочу обратить ваше внимание на следующий важный вопрос. Нужно особо отметить, что средства массовой информации, наряду с объективным освещением масштабных изменений, происходящих в нашей стране, привлекают внимание государственных ведомств и общественности к актуальным проблемам на местах и побуждают руководителей всех уровней решать эти проблемы. Сегодня они все больше становятся «четвертой властью».
Конечно, острые и критические материалы не нравятся многим чиновникам на местах, нарушают их спокойное и беззаботное существование. Но гласность и свобода слова – это требование времени, требование реформ в Узбекистане.
В последние четыре года мы учимся жить и работать в создаваемой в нашем обществе атмосфере гласности и открытости, свободы слова. Справедливая критика объективных журналистов и блогеров указывает на ошибки и недостатки действующих по-старинке руководителей, вынуждая их менять стиль работы и повышать свою ответственность.
Отныне каждый государственный орган должен в своей повседневной деятельности наладить постоянный диалог и сотрудничество со средствами массовой информации. Свидетельством наших уверенных шагов по пути либерализации законодательства в этой сфере стало недавнее исключение из Уголовного кодекса норм, предусматривавших наказание в виде лишения свободы за клевету и оскорбление в СМИ.
В следующем году правовые основы обеспечения свободы слова, всестороннего развития средств массовой информации, свободной деятельности журналистов и блогеров будут еще больше укреплены.
В то время, когда наша страна только начала выходить на новый уровень развития, в целях широкой поддержки и защиты средств массовой информации, создания и содействия информационным службам государственных органов было образовано Агентство информации и массовых коммуникаций. Чтобы вывести на новый уровень реформы в информационной сфере, обеспечить ее дальнейшее развитие, всемерную поддержку независимой деятельности СМИ, считаю небходимым критчески пересмотреть деятельность агентства.